Гамаки с острова бали интернет магазин гамаков ticket to the moon.

..texts

Анджела Изадора Дёнкан

Анджела Изадора Дёнкан родилась в Сан-Франциско 27 мая 1878 года и трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан. Однако в России с первого ее приезда артистку стали называть Айседорой Дункан.

13 декабря 1904 года (старого стиля) в петербургском Дворянском собрании состоялся первый концерт Айседоры Дункан. Вторично Дункан выступала в Петербурге и Москве в конце января 1905 года. Затем последовали гастроли в декабре 1907 - январе 1908 годов, летом 1909 года, в январе 1913 года. Первый самостоятельный публичный концерт, принесший ей широкую славу, состоялся в Будапеште в апреле 1902 года.

Дункан не только танцует, но выступает перед зрителем с короткими лекциями, разъясняя свои цели, как художественные, так и воспитательные. «Танец будущего», который она ставит целью создать, должен помочь людям стать здоровыми и красивыми, вернуть миру утраченную гармонию, восстановить естественные связи с природой.

Одним из своих духовных отцов Дункан называла поэта Уолта Уитмена. Уитмен, как и Дункан, прославлял тело человека и все сущее, все сотворенное природой.  Дункан брала у каждого философа, художника, ученого только то, что было близко ей, совпадало с ее стремлениями. Наряду с философами она изучала композиторов - их музыку и теоретические взгляды. Бетховен был для нее учителем, создавшим, как писала она в своей автобиографической книге, «танец в мощном ритме». С Вагнером Дункан сближало как стремление к синтезу искусств, так и приверженность античности.

Танцовщица пользовалась исключительным успехом во всей Европе. Ее искусством восхищались, ему подражали. Но слава Дункан была вызвана не только тем, что она предложила новый вид танца. В ней нашло воплощение новое мироощущение.  То, что предлагала Дункан, обладало особой притягательностью, потому что отвечало потребностям времени.

Танец Дункан воспринимался прежде всего как танец свободный. Он не подчинялся нормам и канонам, ничего не заимствовал у привычных форм. Символом свободы стала и сама артистка, смело заявлявшая о своем праве высказывать любые взгляды, носить любую одежду, любить и жить без оглядки на догмы.

К концу первого десятилетия XX века рядом с балетом и в противовес ему возникали иные формы сценической хореографии. Возникли под влиянием идей, предложенных Дункан и такими ее современниками, как Рут Сен-Денис, Мод Аллан, отчасти Эмиль Жак-Далькроз.

У Дункан были ученицы, перенявшие ее манеру и репертуар, были подражательницы, исполнявшие танцы в ее вкусе. Но важнее было другое - Дункан указала путь тем, кто искал новых форм телесной выразительности. Перед танцем открылись новые возможности, что способствовало рождению множества различных школ и направлений. Развиваясь, они стали также мало похожи друг на друга, как и танец Дункан. И все же было у них и общее. Их обьединяло не только неприятие традиций балетного театра, не только обращение к серьезной музыке, но прежде всего - принципиально иное, чем раньше, отношение к танцу. Танец стал восприниматься не как развлечение, а как искусство, способное, наравне с другими, откликаться на запросы времени.

Представители свободного танца (получившего в разных странах различные наименования - современный, выразительный, художественный) уделяли пристальное внимание теории, исследуя природу телодвижения, анализируя и систематизируя.  Дункан выступала с декларациями, выдвигая идею «танцу будущего», читала лекции, вела теоретические споры. И приучила танцовщиков размышлять о своем искусстве, говорить и писать о нем.

Одновременно с дунканизмом в России в 1910-х годах получила распространение ритмическая гимнастика Э.Жак-Далькроза и другие виды физической культуры, соприкасающиеся со сценической пластикой. Шел процесс их взаимодействия.  Гимнастика обогащалась танцевальными движениями, танец заимствовал выразительные средства у спорта. Возникали новые формы - танец пластический, ритмический, синтетический и т.п., открывались все новые школы и студии. Это движение достигло наибольшего развития в 1920-е годы.

В Москве в эти годы работали студии Людмилы Алексеевой, Веры Майя, Инны Чернецкой, Валерии Цветаевой, Льва Лукина, Николая Позднякова и многих других; в Петрограде - «Гептахор», студии Зинаиды Вербовой, Тамары Глебовой и др. Большинство имело уже также мало общего с дунканизмом, как немецкий эмпрессионистический танец Мэри Вигман или более поздняя школа Марты Грэхем в США, и цели, которые их руководители ставили перед собой, были иными.  Но в конечном счете все они были как бы ветвями дерева, выросшего из одного корня, и корень этот - искусство Айседоры Дункан.

В 1920-х годах студии различных направлений и наименований сосуществовали в Советской России с собственной школой Дункан, открытой в Москве в 1921 году. Дункан был передан особняк на Пречистенке, в прошлом принадлежавший балерине М.Балашовой. В декабре состоялось официальное открытие школы, куда было принято сорок девочек. Школа работала под руководством Дункан и ее приемной дочери Ирмы, затем после отъезда Дункан, Ирма руководила школой одна. Студия Дункан продолжала свое существование и после того, как в 1928 году уехала Ирма. Она сохранялась даже тогда, когда большинство студий и школ свободного танца, а также Институты ритма были закрыты.

Практически к середине 1930-х годов правом гражданства в нашей стране пользовались только танец классический и народный, все остальное было объявлено чуждым национальным традициям и подлежавшим уничтожению. Но студия Дункан чудом просуществовала до конца 1940-х годов, последний концерт дала в апреле 1949 года, после чего была окончательно расформирована.

Сама Айседора Дункан пробыла в Советской России сравнительно недолго.  Она уехала сначала в 1922 году с Сергеем Есениным, с которым вступила в официальный брак, а когда они расстались после совместной поездки по Европе и США, уже одна - и окончательно - в 1924 году.

..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index