..texts

Карина Белоусова
Статья об Айседоре Дункан

“Я открыла искусство танца - искусство, утраченное две тысячи лет назад”. Айседора Дункан

27 мая исполнилось 130 лет со дня рождения знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан, настоящее имя Анджела Изадора Дёнкан. Дункан с полной уверенностью можно назвать той самой фигурой, которая в числе немногих делала XX век, век глобальных переворотов и реформ, которые коснулись всех и каждого. Это женщина, наверное, была рождена для того, чтобы разрушать и ломать общественные стереотипы: танцевать так, как ещё никто и никогда не осмелился танцевать, делать то, что шло в разрез с общественными принципами, говорить то, о чём не могли и подумать, даже обстоятельства её смерти до сих пор удивляют и будоражат умы многих людей.

Айседора родилась в Сан-Франциско 27 мая 1878 года. С самых ранних лет она была предоставлена сама себе, поскольку её мать, музыкант по профессии целыми днями работала. Уже в 13 лет проявился её бунтарский характер - девочка покинула школу, посчитав её бесполезной, и занялась музыкой и танцами. В 18 она едет покорять Чикаго. И там у неё начинается череда страстных, красивых, но драматичных любовных романов. Каждый мужчина в жизни танцовщицы - это яркий и кратковременный мазок краски на полотне её жизни. Иван Мироски, Оскар Бережи, Хенрик Тоде, Гордон Крэг, Константин Станиславский, Парис Юджен Зингер, Сергей Есенин. У потрясающих женщин должны быть потрясающие мужчины... но, к сожалению, не один из этих потрясающих мужчин не смог построить с Айседорой крепких семейных отношений. Но вернёмся к танцу... к тому, чему Айседора Дункан посвятила всю свою жизнь, и что прославило её на весь мир. Но для начала сделаем небольшой исторический экскурс. “Свободный” пластический танец родился на рубеже 19-20 веков. Первыми “пластическими” танцовщицами были Лой Фуллер, Айседора Дункан и Руфь сен-Дели. Эти три американки дали искусству танца новые возможности, вдохнули в него новую жизнь. “Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, - сказал о ней Максимилиан Волошин, - она танцует “Седьмую симфонию” Бетховена и “Лунную сонату”, она танцует “Рrimavera” Боттичелли и стихи Горация”. Эти слова не просто красивы, но и действительно невероятно правдоподобны. Танцовщица настаивала на том, чтобы танец был естественным продолжением человеческого движения, так, первым законом её хореографии было изучение природы. Основным движением в каждом её танце было движение волны, которое символизировало вечное движение природы. Айседора танцевала море, ветер, качающиеся деревья, полёт птиц. Целью “танца будущего”, который хотела создать Дункан, была помощь людям в приобретении здоровья и красоты. Она стремилась вернуть миру утраченную гармонию, восстановить естественную, но потерянную связь человека с природой Она открыла нам “свободный” пластический танец, танец, свободный от принятых условностей классического танца. Айседора стала родоначальницей нового стиля танцевального искусства, стиля “модерн”, соединив совершенно удивительным образом в своём танце пластику греческих скульптур с шедеврами классической музыки. Она указала путь тем, кто давно искал новые формы телесной выразительности. Стали создаваться собственные школы и студии. Одной из первых последовательниц Дункан стала Э.И. Книппер - Рабенек, преподававшая пластику в художественном театре и основавшая в Москве самую знаменитую студию пластического танца. В нашем городе родились “Гептахор”, студии З. Вербовой, Т. Глебовой и др. Подобный переворот не только в танцевальном искусстве, но и в искусстве вообще, был на тот момент действительно необходим. Поскольку тогда искусство было непоправимо отделено от повседневной жизни, а природа и культура отошли на второй план, уступив место политике и экономике.

В 1921 году Айседора по предложению министра просвещения Луначарского, открыла в Москве собственную школу пластического танца. Однако обещаний советского правительства о финансовой поддержке, так и остались обещаниями. Просуществовав до 1949 года, школа была расформирована. Сама же Айседора покинула Россию уже в 1924 году. А другие студии пластического танца были уничтожены к началу 30-х гг. А сам “свободный” пластический танец был объявлен чуждым национальным традициям и подлежащим уничтожению.

В дальнейшем развитие “танца будущего” было сложным и неоднозначным. Но будем же говорить о теперешних днях и о нашем городе. Дело в том, что в Петербурге вот уже почти 10 лет существует театр пластического балета “Классика-Модерн”, художественным руководителем которого является хореограф Ольга Валерьевна Труль, а литературным редактором и руководитель проекта - Андрей Панов. Театр является членом Санкт-Петербургской Ассоциации “Другой танец”. Ольга Валерьевна говорит, что “решению создать свой театр предшествовали годы личностного и творческого становления, многолетний опыт театральной и педагогической деятельности в качестве актрисы и педагога по пластическому движению...”. Книга Айседоры Дункан “Танец будущего. Моя жизнь” первернула понятие хореографа о движении и она поняла, что только танец сможет определить её судьбу как танцовщицы и педагога.

Так в 1997 году Ольга Валерьевна создаёт собственную школу и детский коллектив пластического танца. “Мы не восстанавливаем танцы Айседоры Дункан, - говорит Ольга Валерьевна, - да это и невозможно. Наша задача - это достижение пластической красоты в ёе простых, естественных формах. К созданию танца мы идём через свою душу и воображение, часто отталкиваясь от интуиции, что требует не только физического, но и духовного роста”.

В театре занимаются дети от 9 до 12 лет. При нём также существует Школа пластики и танца, в которой могут обучаться девочки, начиная уже с 6 лет. Здесь каждому предоставляется возможность попробовать себя в бесконечно многообразном мире красоты и гармонии. Ведь самое главное - через искусство танца научиться понимать и осознавать мир во всем его многообразии, раскрыть и обогатить свой внутренний мир, понять и определить себя в жизни.

Поскольку танец неотрывен от музыки, в школе занимаются очень серьёзным подбором музыкальных произведений. Предпочтение отдаётся и симфоническим, и классическим, и старинным, и современным композициям. Единственное и самое главное требование к музыке - это её самостоятельная эстетическая ценность. Основная работа в театре направлена на создание мини - спектаклей, каждый из которых является музыкально - поэтическим танцевальным триптихом. Одной из первых программ театра стала программа “Посвящение Терпсихоре” памяти великой танцовщицы, в которой были показаны танцы на музыку Бетховнеа, Вивальди, Шопена, Баха, ведь, как известно, именно Айседора впервые стала танцевать произведения великих классиков.

На данный момент “Классика - Модерн” готовит большой и серьёзный проект - исполнение классических произведений полностью, совместно с хором и симфоническим оркестром.

Несомненно, значимым событием в жизни не только танцевального коллектива, но и всего города стал 6-й фестиваль Чистых Искусств памяти Айседоры Дункан, организованный Ольгой Валерьевной и Андреем Пановым, и прошедший в Петербурге в период с 25 по 27 мая. В нём приняли участие различные танцевальные коллективы, музыканты, художники, искусствоведы, культурологи, философы, то есть, все те, кому не безразличны проблемы чистого искусства и сохранение традиций. “Прежде всего научим маленьких детей дышать, вибрировать, чувствовать... Учите ребенка поднимать руки к небу, чтобы в этом движении он постигал бесконечность вселенной... Учите ребенка чудесам и красоте окружающего его бесконечного движения...” - так завещала Айседора Дункан. И “Классика-Модерн” неотступно следует её заветам. Ведь сохранение и развитие традиций такого искреннего и прекрасного танца - не просто нужное, но и важное дело в наше стремительное, бездушное время массовой и безвкусной культуры.

..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index