..texts

Ирина Сизова
Алый шарф Айседоры Дункан

 («Рязанские ведомости», Рязань)
 Фото: РИА Новости

85 лет назад не стало знаменитой танцовщицы, жены Сергея Есенина

У нас в России принято связывать имя Айседоры Дункан с Сергеем Есениным, и только. Любовно-скандальная история их отношений всегда интересовала современников и более поздних биографов. Этот низменный по существу интерес заслонил главное – связь двух равно значительных, творческих личностей.

Биография Айседоры должна быть особенно близка современным феминисткам и поборникам женской свободы и независимости. Эта женщина реализовала свою страсть к личной свободе в своем свободном танце. Она родилась в 1877 году на берегу Тихого океана в Сан-Франциско. Своего разорившегося и бросившего семью отца не знала. Но мать Доры, ставшей потом Айседорой, Дункан старалась дать образование всем своим четырем детям. Ее младшая дочь рано оставила школу и стала заниматься танцем, не классическим балетом, а свободным, как сказали бы теперь, эстрадным танцем.

Начала танцевать совсем юной в ночных клубах Чикаго. Эпатировала публику тем, что выходила на танцпол босой. Это потом ее нарядом станет почти прозрачный античный хитон. Но она никогда не надевала балетную пачку. Знаменитая русская балерина Матильда Кшесинская, увидев танец Дункан, предрекла, что у нее никогда не будет последовательниц. Танец ее слишком индивидуален и не поддавался точному описанию, а следовательно, его невозможно воспроизвести.

В Европу она бежала от своей первой неудачной любви в трюме для перевозки скота. В Лондоне бродила по Британскому музею и рассматривала античные вазы с изображенными на них танцующими гетерами. Это античные амфоры подсказали ей танцевальный наряд, прозрачную тунику, и танцевальную технику свободного пластического танца.

В Париже тогда царила танцевавшая почти обнаженной Мата Хари, вся Европа училась кружиться в страстном аргентинском танго. Мир будто бы сошел с ума, желая реализовать себя в движении, в свободном танце, символизирующем бремя страстей человеческих. Айседора Дункан оказалась в нужное время в нужном месте. Ей покровительствовала знаменитая английская актриса Патрик Кэмпбелл, переписка которой с Бернардом Шоу стала знаменитой театральной пьесой. Кэмпбелл вывела на сцену Дункан, представшую перед зрителями босиком и в тунике. С этого салонного вечера Айседора сделалась знаменитой.

Она училась танцевать в Греции, где до сих пор действует школа танца ее имени. Она всегда выходила на сцену одна и не искала себе партнеров. Лишь только собранный ее усилиями хор из десяти мальчиков сопровождал в европейском турне ее страстный танец. Она иллюстрировала своим танцем музыку Бетховена и Чайковского. «Если мое искусство символично, то символ его только один – свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства», – писала Дункан в своей книге о своем танце. А Макс Волошин, восхищаясь Дункан, восклицал: «Айседора танцует все, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют».

В России она появилась в 1904 году и познакомилась с К. Станиславским. Но основатель МХАТа не понял чувств танцовщицы к нему. Она всегда сама выбирала своих мужчин. Не всегда удачно, но всегда на глазах публики. О ее романах знали все. Айседора таким образом словно демонстрировала собственную приверженность свободе. От двух разных мужчин она родила двух детей – сына Патрика и дочь Дендре, чье имя в переводе с кельтского языка значит «печаль». Дети погибли в 1913 году в автомобильной катастрофе под Парижем. От этой потери Айседора уже никогда не смогла оправиться.

В 1921 году революционная Россия устами Анатолия Васильевича Луначарского предложила Айседоре Дункан основать школу танца в выходившей из состояния гражданской войны стране. Танцовщица устремилась в Москву, словно спасаясь от дурных воспоминаний.

Здесь ее ждала встреча с Сергеем Есениным, которому довелось стать ее единственным законным мужем. Сергей не знал английского языка, Айседора – русского. Танец Айседоры потряс поэта. Особенно нравился поэту ее танец в длинном красном шарфе, символизирующем свободу и революцию (так считали в России). И он не придумал ничего лучше, как разуться и станцевать свой импровизированный танец. Она произнесла два слова, погладив его златокудрую голову: «Ангел… черт». Из танцзала они ушли вместе.

Сколько бы ни издевались над этим странным браком современники, их связывала страсть. Потому они так скандалили и так мучительно мирились. Она увезла Есенина за границу, сначала в Берлин, потом – в Америку. Поездка была непростой и для Есенина, и для его жены. Эмиграция отторгла Есенина, Америка знала его только мужем знаменитой танцовщицы. Есенин с этим смириться не мог. Он знал себе цену. Они расстались в 1924 году. Как оказалось, ненадолго.

Когда Есенина не стало в конце следующего 1925 года, Айседора в своем интервью журналистам была кратка и благородна: «Между мной и Есениным никогда не было ссор. Я оплакиваю его жизнь с болью и отчаянием». Она знала, что такое зубастая западная пресса, и предпочла написать собственные воспоминания о поэте. Без посредников.

А еще через два года, в один из сентябрьских дней Айседора в Ницце сама сядет за руль спортивного автомобиля, чтобы отправиться на прогулку. Было прохладно, и она обвязала шею длинным по тогдашней моде алым шарфом. Как только машина тронулась, конец шарфа затянуло в спицы колеса. Алый шарф задушил Айседору 14 сентября 1927 года.

Сейчас мировой балет ищет новые пути развития на дороге, начатой ею. Не случайно на сцене и на экране Айседору играли такие знаменитые женщины, как Майя Плисецкая и Ванесса Редргрейв. Мир снова хочет видеть танец, свободный от пуантов и балетных пачек.

14 сентября 2012

http://rus.ruvr.ru/2012_09_14/Alij-sharf-Ajsedori-Dunkan/

*

..texts
http://idvm.narod.ru
http://idvm.chat.ru
http://r812.eu5.org

..index