..texts

Этот день в истории

14 сентября 1927 года по нелепой случайности в автомобиле погибает знаменитая танцовщица Айседора Дункан, одна из основоположниц танца модерн.

Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственной шалью, попавшей в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку.

Почему-то считается, что «убийцей» Айседоры Дункан был автомобиль марки «Бугатти». В реальности же это был спортивный «Амилькар Гран Спорт», весьма популярный во Франции в конце 20-х годов.

Бенуа Фалькетто и его «Амилькар»

За рулем «Амилькара» в тот роковой вечер находился последний возлюбленный танцовщицы Бенуа Фалькетто. Он был владельцем гаража «Гельвеция» в Ницце и стал невольным виновником гибели женщины.

Сиденья в машине располагались одно за другим: водительское спереди справа, а пассажирское – позади и левее него. От места пассажира до заднего колеса в прямом смысле рукой было подать. Садясь в машину, Айседора не обратила внимания на то, что конец ее любимой шали свесился за борт и волочится по земле, а сидевший за рулем Фалькетто просто не мог этого видеть.

Сразу, как автомобиль тронулся с места, Дункан попрощалась с окружающими, сказав свои пророческие слова: «Прощайте, друзья! Я иду к славе». Спустя мгновение, бахрому уже затянуло в спицы левого заднего колеса. Смерть наступила мгновенно…

http://auto.lafa.kz/info/news/8575/etot-den-v-istorii

Айседора Дункан: будьте осторожнее с шалями, садясь в Amilcar Grand Sport!

Одна из близких подруг Айседоры Дункан как-то написала про нее: "Быстрое движение было для нее так же необходимо, как дыхание. Она жила только тогда, когда неслась как сумасшедшая, останавливаясь только затем, чтобы поесть и выпить... Я до сих пор не понимаю, как мы не разбились раз двадцать, если не больше". Автомобили в жизни Айседоры играли странную мистическую роль: в 1913 году при странных обстоятельствах погибли ее дети и гувернантка, упав в автомобиле "Рено" в реку; множество раз она попадала в аварии, разъезжая по России; в путешествии по Европе с Сергеем Есениным им пришлось сменить 4 автомобиля, так как Айседора постоянно терроризировала водителей, чтобы те ехали быстрее, что, конечно, неоднократно заканчивалось неприятностями.
 
Кульминационная неприятность наступила 14 сентября 1927 года в Ницце. Около 8 часов вечера Айседора Дункан отправилась обедать в кафе неподалеку от гостиницы, где остановилась, вместе со своей подругой Мэри Дести (со слов которой позже и были восстановлены события) и кинематографистом Иваном Николенко. Уходя из отеля, Айседора надела креповую шаль с длинной бахромой и изображениями птиц, цветов и китайских иероглифов, а также оставила на двери комнаты записку своему на тот момент возлюбленному - Бенуа Фалькетто. Он был владельцем гаража "Гельвеция" в Ницце и разъезжал на очень популярном в то время во Франции двухместном спортивном автомобиле Amilcar CGSS.
За обедом Мэри Дести внезапно почувствовала недомогание, и Дункан с Николенко пришлось ее увести. Когда они переходили улицу к Отелю, на Мери вдруг напали странные переживания, и она принялась отговаривать Айседору от поездок этим вечером, особенно на автомобилях, и особенно с Фалькетто. Однако Дункан была в отличном настроении и ответила Мэри так - "Даже если бы я знала, что это станет моей последней поездкой, то велела бы гнать во весь опор! Я снова влюблена!".

Когда к отелю подкатил Фалькетто на Amilcar-е, Дункан стремительно спустилась вниз, и Мэри выбежала за ней, умоляя ее надеть хотя бы плащ, так как на улице холодало. Айседора же отказалась, отшучиваясь, что вполне достаточно и шали. Тогда Мэри, все еще терзаемая непонятными предчувствиями, обратилась к водителю со словами "Вы не понимаете, какую великую личность везете сегодня вечером. Умоляю вас, будьте осторожней...". Айседора же, веселясь, обмотала шаль вокруг шеи, поцеловала подругу и воскликнула - "Прощайте друзья мои, я иду к славе!".
Садясь в Amilcar, Айседора не обратила внимания на тот момент, что конец ее шали свесился за борт и волочится по земле, в опасной близости от заднего колеса автомобиля. Фалькетто также не заметил этого из-за особенности строения кузова Amilcar CGSS, в котором пассажирское сиденье расположено немного левее и позади водительского. Заметила это только Мэри Дести и тут же закричала, предупреждая Айседору, чтобы та подобрала шаль. Однако ее не расслышали, или не успели расслышать, Бенуа дал газу, бахрома шали попала в спицы заднего колеса, и он мгновенно натянулся, ломая шею Айседоры Дункан. Смерть зафиксировали в 9:30 вечера в клинике Сен-Рош в Ницце.

http://crazywheels.spb.ru/69.html

Трагичная история Айседоры Дункан

Айседора Дункан
Легенда

Почему-то считается, что «убийцей» Айседоры Дункан был автомобиль марки «Бугатти». На самом же деле, это не более, чем красивая легенда…

Есть на свете категория людей, которым общение с техникой категорически противопоказано. В их присутствии моторы перестают работать, колеса крутиться, часы начинают отставать и останавливаться.

Ярким примером такого рода стала судьба знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан. Айседора прожила яркую и насыщенную событиями жизнь, в которой автомобиль занимал значительное место. Примадонна часто и охотно использовала этот предмет техники. Она любила проехаться с ветерком, получая живые эмоции и острые ощущения от скорости и чувства опасности. Правда, сама госпожа Дункан за руль не рвалась и ездила всегда с водителем. Тем не менее автомобиль сыграл в судьбе этой женщины поистине трагическую роль: сначала он унес жизни горячо любимых дочери и сына, а впоследствии – и ее собственную жизнь.

Первая трагедия произошла 19 апреля 1913 года. Айседора вместе с дочерью Дидрой, сыном Патриком и их гувернанткой Анни Сим отправилась на автомобиле из Версаля, где она снимала номер в отеле «Трианон», в Париж на обед к известному бизнесмену и миллионеру Парису Зингеру – отцу ее сына. С Зингером она к тому времени уже рассталась, но искренне надеялась на восстановление утраченных отношений. Старомодным закрытым «Рено» управлял профессиональный шофер Поль Морверан. Обед прошел великолепно, и обратно танцовщица возвращалась в отличном настроении. Планируя расписание на день, Дункан собиралась после обеда немного поработать, а потому приказала водителю остановиться в Нейи, где располагалась танцевальная студия, в которой проходили репетиции основанной ею школы танцев. Мэтресса собиралась присоединиться к своим ученицам, а Дидра и Патрик в сопровождении няни должны были вернуться в Версаль. Усадив детей в машину, Айседора укутала их пледом. Позже в книге своих мемуаров она написала: «Когда я уходила, маленькая Дидра прижалась губами к оконному стеклу. Я нагнулась и поцеловала его в том самом месте, где прижимались ее губки. Прикосновение к холодному стеклу оставило зловещее впечатление…».

Приехав в СССР, Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным и вскоре стала его женой.

После этого Дункан вошла в студию, а автомобиль успел проехать несколько сотен метров по улице Шово в направлении бульвара Бурдон, который шел параллельно Сене. Рассказывают, что именно в это время наперерез машине с детьми на бешеной скорости вылетело такси. Морверан затормозил, и столкновения в последний момент удалось избежать, но двигатель при этом почему-то заглох. Попытки его оживить результата не дали, поэтому водитель был вынужден покинуть кабину и попытался запустить мотор при помощи заводной рукоятки. Тот завелся, но неожиданно для всех авто рвануло с места и пошло на шофера, а когда тот отскочил, машина покатилась прямо в реку. Ошарашенный таким поворотом дела, водитель на мгновение растерялся, а потом бросился вслед за  «Рено». Ему удалось настигнуть строптивый экипаж на полпути. Отчаянный прыжок на подножку… Но в последнее мгновение шофер поскользнулся и упал. Это падение и решило дело. Авто вместе с пассажирами рухнуло в воду и стало тонуть. Крики заточенных в салоне гувернантки и детей разносились по всей округе. Закрытый кузов автомобиля скрывался под водой постепенно, но Морверан даже не пытался прыгнуть в воду, чтобы помочь несчастным. Он бестолково бегал по набережной и бил себя руками по голове, призывая на помощь. Потом попытался скрыться с места происшествия, но был остановлен прохожими, которые оказались невольными свидетелями этой дикой сцены.

С сыном Патриком на руках. Айседора еще не знает, что скоро потеряет обоих детей сразу

На следующий день в прессе появилось описание дальнейших событий: «Несколько обедавших на террасе соседнего кафе рабочих, ставших свидетелями происшествия, мигом пришли на помощь и выказали мужество. Один из них несколько раз нырял в воду, но не смог обнаружить затонувшую машину. Другие бросились к ближайшей пожарной станции и вызвали пожарные части из Нейи и Левалуа, которые быстро оказались на месте события; вскоре прибыли бойцы парижской пожарной бригады и новый префект полиции мосье Аннисон. Аннисон позвонил на спасательную станцию на острове Сент-Луи и вызвал водолазов. Вскоре прибыла большая моторная лодка, и ее экипаж первым обнаружил затонувшую машину на дне реки. Предпринимались энергичные и даже отчаянные усилия, чтобы вытащить ее на берег, но прошло полтора часа, прежде чем экипажу моторной лодки удалось наконец извлечь ее из воды при помощи веревок и крюков. Когда дверь машины открыли, все стали свидетелями душераздирающей сцены – дети, прильнувшие к своей мертвой нянюшке». Пострадавших доставили в американский госпиталь в Нейи, хотя всем уже было ясно, что усилия врачей вряд ли увенчаются успехом.»

Слух об этом трагическом происшествии мгновенно облетел всю Европу. Друзья поспешили с соболезнованиями и утешениями, а досужие сочинители – с догадками по поводу его причины. Кое-кто даже видел в нем происки каких-то неизвестных врагов танцовщицы. Поговаривали, что шофер якобы был подкуплен и специально все подстроил. Подтверждение этой версии дает и наш соотечественник Илья Шнейдер – один из сотрудников школы Айседоры Дункан, которую та организовала во время пребывания в Советской России в начале 20-х годов. Шнейдер пишет, что однажды в минуту слабости несчастная женщина сама рассказала ему о трагедии, а потом добавила: «Мой шофер после катастрофы ушел от меня. Он купил виллу за 50 тысяч франков… это была очень большая сумма… Я не могу об этом ни думать, ни говорить…» Затем, ссылаясь на саму Айседору, Шнейдер даже назвал имя ее недоброжелателя. Им оказался профессор Дуайене. Причина ненависти – личная неприязнь и, разумеется, деньги. По словам Шнайдера, у Париса Зингера незадолго до его знакомства с Айседорой случился роман с женой профессора. Тот знал об этом, но вынужден был на все закрывать глаза, поскольку Зингер в тот период щедро финансировал его клинику. После ухода миллионера к Дункан, профессор, потеряв спонсора, решил отомстить своему обидчику и танцовщице таким страшным образом.

Блистательна, полувоздушна... Дункан создала новое направление в танце

Но скорее всего это лишь досужие домыслы, ведь тщательное расследование, проведенное парижской полицией по этому делу, злого умысла в действиях шофера не обнаружило.

Казалось бы, после всего пережитого стоит прислушаться к предостережениям судьбы. Но Айседора не стала осторожней. Она по-прежнему ездила в автомобилях, летала самолетами и довольно часто оказывалась в центре неприятных происшествий. Так, в  «советской период» своей жизни Дункан не раз попадала в аварии: на трассе между Псковом и Ленинградом, под Батуми и в других местах.

Но рекордное количество дорожных происшествий случилось во время ее поездки по Европе с Есениным. Поссорившись с женой, поэт уехал из Парижа в Берлин, а Айседора, жаждавшая примирения, ринулась к нему. Казалось бы, путешествие поездом было самым выгодным со всех (в том числе и с финансовой) точек зрения, но Дункан настояла на том, чтобы ехать автомобилем. Первая наемная машина довезла ее до Страсбурга, но затем водитель отказался ехать через немецкую границу. Пришлось срочно искать шофера, который бы согласился довезти танцовщицу до Берлина. И такой человек нашелся. Айседора сильно спешила и постоянно просила водителя ехать еще быстрее, хотя тот и так летел сломя голову. Кончилось тем, что они сшибли заградительный барьер и на полном ходу влетели в кучу щебня. К счастью, никто не пострадал. Кроме автомобиля. Нашли другой, но и тот вскоре вышел из строя. Всего же на пути в Берлин пришлось сменить четыре машины!

Бенуа Фалькетто был последним возлюбленным Айседоры и ее невольным убийцей

Одна из близких подруг танцовщицы как-то написала: «Быстрое движение было для нее так же необходимо, как дыхание. Она жила только тогда, когда неслась как сумасшедшая, останавливаясь только затем, чтобы поесть и выпить… Я до сих пор не понимаю, как мы не разбивались раз двадцать, если не больше».

Последнего возлюбленного великой танцовщицы звали Бенуа Фалькетто. Он был владельцем гаража «Гельвеция» в Ницце и невольным виновником ее гибели. Именно с ним Айседора Дункан отправилась на последнюю в своей жизни автомобильную прогулку.

Почему-то считается, что «убийцей» Айседоры был автомобиль марки «Бугатти». На самом же деле это не более чем красивая легенда, кочующая из одного жизнеописания танцовщицы в другое и тиражируемая некоторыми биографами. При этом ряд серьезных литераторов – таких, например, как Морис Левер, чья книга «Айседора Дункан. Роман одной жизни» была опубликована в нашей стране в серии «Жизнь замечательных людей» в 2006 году, – вообще стараются не затрагивать этой темы.

И только самые дотошные биографы, такие как Питер Курт в его работе «Айседора. Сенсационная жизнь», обращают внимание читателя на то, что виной всему был вовсе не «Бугатти», а «Амилькар Гран Спорт» (Amilcar Grand Sport). Эта модель была весьма популярна во Франции в конце 20-х годов, поскольку не раз одерживала победы в престижных спортивных соревнованиях. Кстати, известен даже регистрационный номер машины, принадлежавшей Фалькетто, – 1318М9. Чтобы убедиться в правоте Курта, достаточно просмотреть многочисленные газетные отчеты о происшествии.

Саму трагедию достовернее всего описала ее свидетельница и ближайшая подруга Айседоры Мэри Дести. По ее словам, дело было так. Около восьми вечера Айседора, сама Мэри и кинематографист русского происхождения Иван Николенко, который только что получил согласие примадонны на киносъемку ее танцев, отправились обедать в кафе, располагавшееся напротив отеля, где жила Дункан. На двери своей комнаты Айседора оставила записку для Фалькетто, в которой сообщала, что находится в кафе. В тот вечер на ней была красная креповая шаль с длинной бахромой и изображениями огромной желтой птицы, синих астр и китайских иероглифов.

За обедом Мэри внезапно почувствовала, что в ближайшее время с ее подругой должно случиться неотвратимое несчастье. Женщина побледнела, ей сделалось нехорошо, и Айседора с Николенко поспешили увести ее из кафе. Переходя улицу, Мэри со слезами на глазах умоляла Айседору остаться в отеле и никуда не ездить вечером. Но та, будучи в прекрасном расположении духа, возразила: «Даже если бы я знала, что это станет моей последней поездкой, то велела бы гнать во весь опор». Уже вернувшись в студию, Айседора завела граммофон и принялась танцевать со словами: «Я снова влюблена!» Тут она в окно увидела подъехавший к отелю двухместный спортивный автомобиль и уже в следующее мгновение оказалась на улице. Мэри выскочила следом, упрашивая подругу надеть плащ, так как становилось холодно. Та отказалась, сказав, что шали вполне достаточно.

Тогда терзаемая предчувствием беды Мэри обратилась к Фалькетто со словами: «Вы не понимаете, какую великую личность везете сегодня вечером. Умоляю вас, будьте осторожней… Я ужасно волнуюсь». Айседора тем временем поцеловала подругу, обмотала шаль вокруг шеи и крикнула: «Прощайте друзья мои, я иду к славе!»

Пожалуй, это были не просто слова. Злоупотреблявшая алкоголем, изрядно располневшая и почти неспособная танцевать, Дункан, лишившаяся к тому же почти всех средств к существованию, хотела уйти из жизни красиво, в ореоле славы и желала для себя «романтической» смерти. Такая смерть казалась ей лучшим выходом из того тупика, в котором в конечном итоге оказалась эта удивительная женщина.

Чтобы понять ход дальнейших событий, надо познакомиться с устройством автомобиля, на котором проходила поездка. Модель «Амилькар Гран Спорт» имела обтекаемый двухместный кузов. Сиденья в ней располагались одно за другим: водительское спереди справа, а пассажирское – позади и левее него. От места пассажира до заднего колеса в прямом смысле рукой подать. Садясь в машину, Айседора не обратила внимания на то, что конец ее любимой шали свесился за борт и волочится по земле. Сидевший за рулем Фалькетто просто не мог этого видеть. Единственной, кто обнаружил опасность, была Мэри. Увидев, что автомобиль трогается, она крикнула, предостерегая подругу: «Айседора, твоя шаль! Подбери шаль!» Но было поздно. За шумом мотора ее голоса не расслышали, а бахрома уже попала в спицы левого заднего колеса. Смерть наступила мгновенно…

Мэри истошно кричала. Бедный Фалькетто, находясь в сильнейшем шоке, бегал вокруг автомобиля и кричал: «Мадонна… Я убил Мадонну!» Променад дез Англэ заполняла толпа…

Врачи клиники Сен-Рош в Ницце, куда доставили пострадавшую, оказались бессильны. Им оставалось лишь засвидетельствовать смерть госпожи Дункан, которая наступила в 9 часов 30 минут вечера 14 сентября 1927 года.
 
Автомобили.ру > Журнал Автомобили > 2010 год > №3 Март > Дизайн и история > Легенда > Айседора Дункан
 №3 Март 2010 год

http://automobili.ru/magazine/2010/03_Mart/legend_/design_and_history/583/

© 2010-2011 Портал АВТОМОБИЛИ.

*

..texts
http://idvm.narod.ru
http://idvm.chat.ru
http://r812.eu5.org

..index