..texts

АРХИВАРИУС: Школа Айседоры Дункан.
/Челябинский Народный дом/

Летом 1921 года знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, которую правительство США лишило гражданства за исполнение танца с красным знаменем, приехала в Россию по приглашению наркома просвещения Анатолия Луначарского. Советское правительство разрешало ей создать массовую школу пластического танца для детей рабочих и крестьян. Дункан для этой цели выделили особняк, принадлежавший ранее балерине Балашовой. И вскоре школа открыла свои двери.

В школе-интернате было предусмотрено семилетнее образование.  Кроме того ребятишки ежедневно занимались пластической гимнастикой. Упражнения подбирались так, чтобы, по идее Дункан, наполнить содержанием каждый день ребенка. Уроки гимнастики вела приемная дочь танцовщицы Ирма. Танец вела сама Айседора.  Результаты не замедлили сказаться - учащиеся делали поразительные успехи. Газета «Правда» писала «:дети, поступившие болезненными и хилыми, робкими, быстро начали крепнуть, смелеть, буквально перерождаться».

Разумно, «идеально практично», Айседора организовала и летний отдых ребятишек, которых насчитывалось более четырехсот. В специально арендованном подмосковном имении дети свободно занимались гимнастикой, подвижными играми, плаванием, занимались английским, французским и немецким языками. Ежедневно они работали в огороде, в результате чего школа запасалась картофелем, капустой, морковью на всю зиму.

У Айседоры Дункан была любимица - изящная Маша Борисова, дочь ткача. Уже после смерти Дункан ньюйоркская газета писала о девушке: «Кто видел танцовщиц студии Айседоры, тот заметил ослепительную, стройную и прекрасную фигурой темноволосую девушку, которая кажется более гибкой и динамичной, чем остальные из этих юных замечательных танцовщиц, див и русалок в красных рубашечках. Марии Борисовой - 19 лет:».

Через год после этой статьи Борисова приехала в СССР и совершила поездку по стране. Она поразила ее не только размерами, но и массами, которые долго и оглушительно скандировали: «Ур-а!  Даешь индустрию!», «Да здравствует ВКП(б)!». Поэтому Челябинск не особенно и запомнился - он, как и все другие города Советской страны, весь был в строительных лесах, его улицы алели кумачовыми плакатами, портретами вождей на фронтонах домов, стендами и лозунгами.

Челябинский Народный дом тоже был увешан портретами борцов за народное счастье, пламенными революционерами. Они мудро и ласково смотрели на танцовщиц и зрителей. Часто гас свет, дребезжал старый рояль, пол сцены был неудобен для босых ног танцовщиц, и все же они произвели ошеломляющее воздействие на челябинцев. Зал рукоплескал, люди кричали «бис», охапками бросали на сцену цветы.

Газета «Челябинский рабочий» 26 июля 1930 года, освещая приезд ансамбля «ревтанцовщицы» мира, новатора и красного борца Айседоры Дункан, писала: «В Челябинск приезжает московский ансамбль балетной студии имени Айседоры Дункан под руководством Марии Борисовой. Выступление ансамбля - зрелище новое, волнующее. Танцы Дункан - танцы коллектива, танцы нашей эпохи. В танцах Дункан революционное содержание облечено в высокую форму мастерства.
«Танцы революции», созданные Айседорой Дункан, оказались близкими и нам, и китайским революционным массам, и рабочим Америки:».

Через три дня в статье «Революция в танце» газета подчеркнула: «Айседора Дункан порвала с классическим театром. Она пыталась осуществить свою замечательную идею о крепком, стройном ребенке, о чистоте жеста, пластике движения и стала одной из первых, понявших, что именно в этой стране можно осуществить большую творческую возможность: Сейчас в Челябинске демонстрируются результаты ее работы: Мы не преувеличим, если скажем, что вчерашние выступление студии Дункан самое культурное зрелище в Челябинске:».

Как и многие «революционные течения» в искусстве, школа Айседоры Дункан не отменила классического танца, а стала лишь эпизодом в развитии современного балета. Нам же великая Айседора дорога как женщина, полюбившая нашу страну и связавшая с ней и с одним из ее лучших поэтов Сергеем Есениным свою яркую и трагическую судьбу.

Эрнст ПОДТЯЖКИН.
22.02.2002, Южноуральская Панорама
http://dolicovs.ru/8/181

*

..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index