..texts

Гумбатова Т.Ф.
ГИСМАТ АЙСЕДОРЫ ДУНКАН

К 130-летию со дня рождения великой женщины мира, первой звезды восходящего танца эпохи ХХ века, Айседоры Дункан.

Изадора (получившая в России имя Айседора) Дункан родилась 27 мая 1878 года в американском городе Сан-Франциско. Её мать, воспитанная в ирландской семье, была глубоко верующим человеком и ревностной католичкой до тех пор, пока не узнала об измене своего мужа. Шотландец Джозеф Дункан по своей сути был поэтом... Мать ушла от него с четырьмя детьми, но в силу гордого характера не могла смириться с тем, что из-за существующего в католической церкви запрета на развод, не могла получить полную свободу. Это привело к глубокому духовному кризису и полному отрицанию существования Бога, которое она внушила и своим детям.

С раннего детства Изадора чувствовала глубокую антипатию ко всему, что имело отношение к церкви и церковным догмам. Свою жизнь она представляла в виде паровоза, идущего по определенному пути. Она верила только в судьбу, в Гисмат (в Судьбу, в переводе с турецкого), как она сама называла свою веру. Она увлекалась астрологией, гаданиями, пророчествами и поэтому все страницы её судьбы были наполнены мистическим смыслом.

Своей религией она провозгласила ИСКУССТВО и ЛЮБОВЬ. Искусство она представляла как воплощение в жестах и движениях божественного человеческого духа. Источником своего искусства она считала Бетховена (ритм), Вагнера (скульптурность танца) и Ницше (душа). А Любовь, которая состояла по её мнению из печали, страданий и разочарований, воплощалась ею в искусстве. Эти понятия были для Изадоры взаимосвязанными, но при этом они никогда между собой не уживались. Она, как без воздуха, не могла жить без любви и музыки. Изадора получила только домашнее воспитание. Мать по вечерам играла детям Бетховена, Шумана. Шуберта, Моцарта, читала Шекспира, Шелли и Бернса. Как она сама утверждает, “танцевать начала еще в утробе матери”. В шесть лет она собирала соседских малюток и учила их движениям рук. Это была её первая школа танцев. Жизненные условия сделали её взрослой уже к 12 годам. Она сама придумывала свои танцы и хотела всех научить летать, как птицы, гнутся, как деревья под ветром, прыгать легко и бесшумно, как кошки. Скоро родители детей стали платить ей за её учебу. Так было положено начало тому занятию, которое составило её жизнь. В 18 лет она приехала покорять Чикаго. Свои выступления танцовщицы начала со светских вечеринок, где её преподносили как пикантное дополнение и экзотику. Это было связано с тем, что она танцевала босиком.

В Европе она появилась в 1903 году для того, “чтобы возродить религию через танец!”. Первую свою школу танцев она открыла в 1904 году в Германии в городе Грюневальде, где она приобрела известность как “божественная, святая Изидора”.

В её бурной жизни было много мужчин - юных и пожилых, холостых и женатых, красивых и уродливых, богатых и бедных. Но всю жизнь она была противницей брака, считая его бессмысленным и рабским установлением, неизбежно ведущим к разводу. В 1907 в 29 лет она родила от Гордона Крэга свою первую дочь Дендре. Отцом сына Патрика был Парис Зингер, которого она называла Лоэнгрином.

В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. Поезд из-за снежных заносов опоздал и пришел и Петербург в 4 утра. Она была встречена зловещим зрелищем - печальными похоронами рабочих, убитых накануне в роковой день 9 января. Она потом часто вспоминала эти первые впечатления от России. Всю жизнь Дункан постоянно находилась в пути. Она не была домоседкой. Многомесячные турне она совершала по многим городам Европы и Америки.

В 1908 году состоялся её первый приезд в Баку. Начиная с 4 мая, в бакинских газетах анонсировались две гастроли “известной гениальной босоножки” Айседоры Дункан в театре-цирке Братьев Никитиных на Торговой. Шумный успех Дункан в Санкт-Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону и в провинциях был достаточно известен. Газета “Кавказ” рассказывала о крупном артистическом успехе её гастролей в Тифлисе, где она сделала “полные сборы”. Продажа билетов в Баку шла “очень бойко”. Вскоре все билеты были распроданы на сумму до 3000 рублей за концерт. Её импресарио сообщил, что каждый вечер Дункан обходится в 2500 рублей, из них 1500 рублей получает она. Декорации, ковры и рефлекторы Дункан привозила с собой.

Её танцы всегда сопровождались симфонической музыкой. В этот раз оркестром дирижировал капельмейстер Императорских театров Мориц Келлер. Сеанс начинался в 9 вечера и заканчивался в 11 ночи. Так поздно гулял Баку!

Первая гастроль прошла в пятницу 16 мая. Айседора танцевала древнегреческую трагедию Еврипида “Ифигения в Авлиде” на музыку Глюка. Это был рассказ о прощании Ифигении с жизнью на алтаре смерти. Бакинская публика, заполнившая цирк, как-то растерялась. Облаченная в легкую и прозрачную греческую тунику, которая не скрывала, а обнажала её прелестное тело, оголенные ноги - все это вначале шокировало и ошеломляло.

Зрелище было настолько необычным, что присутствующие долгое время не решались “дать волю своему восторгу излиться в аплодисментах - этих условных знаков одобрения. Они были загипнотизированы увиденным”. Постепенно у зрителей создавался чистый образ дитяти природы, очаровывающий своими движениями рук и тела. Во втором отделении артистка “имела больший успех, и ей бисировали неоднократно”. По мнению Дункан, первый концерт в Баку “не достиг того результата, на который надеялась”. Она даже упрекнула бакинскую публику в холодности.

На втором концерте в понедельник 19 мая она танцевала “Danses Joyllees” (Безрадостный танец). Цирк был переполнен. Бакинцы на этот раз с большей теплотой и энтузиазмом восприняли знаменитую гостью. Программа была разнообразна и более доступна пониманию большой публики. “Танец сливался с музыкой, создавая впечатление, что именно танец аккомпанирует оркестру”. Красота тела и чарующая чистота не покидали Дункан даже в порывах вакхического танца Вагнера. Публика успела вдуматься и разобраться с впечатлениями, которые были незабываемыми. На сцену летели цветы и букеты, без конца шли требования повторения. Айседоре пришлось сверх программы исполнить вальс Шопена и испанский танец Мошковского. “Голубой вальс” Штрауса приводил публику в неистовство. “Moment Musikal” (Музыкальный момент) Шуберта имел такой успех, что его пришлось повторять на бис. Все было прочувствовано. “Царица жестов” покорила и Баку, который готов был продлить её пребывание.

Приехав в Баку в 1923 году, Айседора вспоминала: “Поверите ли?! Во мне до сих пор еще ярки и живы воспоминания о старом Баку. После моих выступлений в здании деревянного цирка, которого уже нет, был большой банкет в Черном городе на “Вилле Петролеа”. Присутствовало более двухсот человек, чествующих меня!”.

В начале ноября 1912 года газета “Каспий” печатала сообщение о том, что в ближайшие дни в первоклассном ресторане-варьете “Пале-Рояль”, которое располагалось на углу Барятинской (Фиолетова) и Ольгинской (Расулзаде) в доме Дадашева (здание кинотеатра “Азербайджан”) произойдет полная перемена состава артистов и женского хора. “Роскошные этуали и красивые певицы специально аганжированы из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов”. Известный режиссер А.И.Вяльцев с 9 ноября по 27 ноября представлял разнохарактерный дивертисмент при участии знаменитой босоножки мадмуазель Дункан, русско-польской субретки мадмуазель Доре и лирической певицы, исполнительницы цыганских романсов мадмуазель Бертолетти.

В то время, Баку уже было принято считать “городом американской складки”. Интенсивность его развития была также головокружительна, как и рост крупных городов Америки. Финансовое положение у Дункан было постоянно непрочным. Возможно по этой причине, в разрез со своим принципом “никогда не выносить свое искусство на кафешантанные подмостки”, она согласилась в 1912 году танцевать в ресторане. Но нигде в своих мемуарах она не упоминала об этом.

Весной 1921 года Дункан получила приглашение от советского правительства создать свою школу. Она приветствовала молодое революционное государство и приняла решение ехать, что вполне соответствовало её натуре. Казалось, её мечта иметь собственный театр, собственный оркестр и много учеников, которые не должны платить за учебу, воплощалась в действительность. Перед отъездом гадалка предсказала ей, что она выйдет замуж. Это вызвало у неё смех - при её отрицательном отношении к браку, это казалось невозможным.

В 1921 году ей было 43. Это была красивая, несколько располневшая женщина с коротко стрижеными волосами. Сергею Есенину - 27. Эта “залатая галава” очень напоминала ей её сына Патрика. Она восприняла его как “своего ангела”. Присутствие в советском законе возможности расторжения брака по желанию одного из сторон, подвигло её 2 мая 1922 года официально оформить отношения с Есениным и превратиться в Есенину-Дункан. Тогда она приняла и советское гражданство, а вскоре была лишена гражданства Америки.

Это была не единственная в её жизни регистрация. Выехав в 12 мая 1922 году в Германию, им пришлось повторить эту процедуру, и после этого она получила имя - Айседора Есенина. Этот брак не был расторгнут, даже после разрыва с ним в 1923 году. Когда в 1925 году после гибели Есенина суд присудил ей деньги в сумме 300 тысяч франков в качестве гонорара за опубликованные книги, она перевела их матери и сестре мужа.

Свой третий приезд в Баку Дункан осуществила в 1923 году. 5 сентября, на скором поезде, Дункан, вместе со свои импрессарио В.Н.Афанасьевым, директором московской школы И.Шнейдером и приемной дочерью Ирмой Дункан прибыла в Баку. Есенин в последний момент отказался от поездки, чем очень расстроил Айседору.

Два больших выступления прошли 8 и 9 сентября в Большом государственном театре (Театр оперы и балета им. Ахундова). В программе были танцы на музыку Шопена, Листа, Скрябина и другие, которые она танцевала в сопровождении академического симфонического оркестра под управлением Онисима Брон. Но главными на этот раз были “революционные танцы”. Особый успех имела композиция “Славянский марш” Чайковского, в которой изображено освобождение угнетенных народностей. Закончила свой концерт традиционно - знаменитым танцем с шарфом под музыку Голованова “Интернационал”. Айседора вносила новый пламенный идеализм в основанное её дело.

Она провела два спецспектакля в Черном городе для детей. В школу, открытую в 1921 г. в Москве, 15 октября 1923 года были направлены 10 детей в возрасте от 4 до 14 лет на учебу с обязательным возвращением в Баку. Эта школа просуществовала до 1949 года. Театрально-агентурное Бюро АСПС организовало для Союза горняков несколько спектаклей с её участием в районах.

В этот приезд в Баку Айседоре хотелось в “Персию”. Уже давно, с посещения Греции в 1903 году, у неё появилась тяга к мечети. Её часто преследовало желание почувствовать персидский ковер под ногами. Она была знакома с Кораном и часто цитировала слова Магомета - “Если бы вы знали то, что я знаю, то мало смеялись бы и много плакали”.

В этот приезд в Баку ей хотелось в “Персию”. Вполне возможно, что это её желание в последствии превратилось в настойчивую идею Есенина. “Каждый день под раскаленным солнцем, мимо зарывшихся в песок голых тюрских кладбищ, она совершала свое путешествие до Шиховской деревни. Айседора наслаждалась видом слепых домиков, узких улочек и необыкновенной тишиной этой безлюдной “персидской” деревни. Иногда спускались к голубому морю, покупали у старого рыбака арбуз и, разбив его об камень, с наслаждением вгрызались в сочную и сладкую мякоть” - так описывает эти путешествия в своих воспоминаниях Шнейдер.

Не сбылись гадания армянки из Сан-Стефано, предсказавшей ей долгую и счастливую жизнь. Она погибла в 48 лет также трагически, как и её дети - шестилетняя Дирдрэ и трехлетний Патрик. В своей книге “Моя жизнь” она описывает много предзнаменований в её жизни. В 1905 году в Санкт-Петербурге художник Л.Бакст по линии её рук, сказал, что она достигнет славы, но потеряет два любимых существа. Какая-то кинозвезда, спиритка, бросила проклятие ей и её детям. Перед гибелью “своих ангелов” и гувернантки, которые в апреле 1913 года вместе с автомобилем упали в реку Сену, в студии ей показалось, что перед занавесом пробежали три черные кошки. А в своей уборной она вдруг обнаружила книгу “Ниоба, оплакивающая своих детей”. Айседору долго тревожила мысль о том, что шофер, уйдя от неё после случившегося, купил за 50 тысяч франков виллу. Это были очень большие деньги для него.

В своей “Исповеди” она описала несколько случаев, которые сегодня можно тоже рассматривать как предзнаменования. Так, на гастролях в Вене, ночью над ней появилась девушка с горящей свечой, которая сказала: “Бог приказал тебя задушить!”. Девушка оказалась больной, и с большим трудом Айседоре удалось избежать трагедии. Совсем иначе звучит сейчас шутка Гордона Крэга, который имел странные большие квадратные пальцы, и как-то сказал ей - “Дорогая, ими хорошо было бы Вас задушить!”.

27 сентября 1927 года, направляясь к ожидавшей её гоночной машине, Айседора закинула на плечо конец красной шали, разрисованной талантливым русским художником Ромой Чатовым в виде желтой птицы и голубых астр, махнула рукой и, улыбаясь, произнесла последние в своей жизни слова: “Прощайте мои друзья! Я иду к славе!”. Через несколько десятков секунд, фатальная шаль, попав на ось колеса машины, задушила её!

Айседора всегда была противницей современных похорон. Подобно Байрону, который сжег тело своего друга поэта Шелли и развеял прах над морем, она поступила со своими детьми. Под звуки “Аве Мария” Баха Дункан была кремирована и похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже. На похоронах присутствовало много людей, которые искренне ощущали боль утраты. Был венок и от Советского Союза с надписью: “От сердца России, оплакивающей Айседору”.

Её пророчество сбылось. Она достигла славы Величайшей танцовщицы мира.

Использованная литература:
1. Газета "Каспий" 1908, №99, № 100, № 110.
2. Газета "Каспий" 1912, октябрь, №240.
3. Газета "Заря Востока" 1923, №211, 14 сентября.
4. Газета "Бакинский рабочий" 1923, № 196, 2 сентября.
5. Газета "Баку" 1988, №129, 3 июня.
6. Айседора Дункан. Моя жизнь. Моя Россия, Мой Есенин. М. 1992.

Тамара Филипповна Гумбатова,
председатель Евангелическо-Лютеранской общины.
Азербайджан, г. Баку AZ1149, ул. М.Рустамова, д. 31, кв. 122.
Тел. (+994)124 75-78-25, м.т. +994(1) 367-2828.
e-mail: lutercerkov@yandex.ru

http://www.proza.ru/2012/05/27/1102

..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index