..texts

Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1917;

http://www.ozon.ru/context/detail/id/4494387/

Антикварное издание. Издательство: Свободное искусство, Петроград, 1917 г. Твердый переплет, 130 стр, с иллюстрациями. Тираж: 1000 экз. Прижизненное издание, отпечатанное в количестве 1000 нумерованных экземпляров. Представляет собой собрание очерков, объединенных общей задачей: проследить историческое развитие форм, из которых создавался балет, как это отразилось в практической деятельности, а главным образом - в теоретическом мышлении наиболее замечательных представителей хореографической сцены от эпохи Возрождения до середины XVIII века. Содержание: Новый балет и "русские сезоны", Искусство и значение Изадоры Дункан, Предмет спора, Русский балет в театре Елисейских полей, Новый балет против старого, Отзывы и эпизоды.

В защите канонов классического танца Левинсон солидаризировался с Волынским, который позднее, тоже под влиянием идей символизма, дал теоретическое обоснование системы академического танца. Оба выступали против новаций  Дункан, Фокина, за незыблемость канонов классического танца. [Энциклопедия Русский балет]

Описание:

Левинсон Андрей Яковлевич (1887–1933) — балетный критик, историк балета, искусствовед, литературовед. Описал и изучил различные эпохи становления и развития классического танца, исторические корни современного ему балета. Работы Левинсона отличало глубокое понимание эстетической природы балета, значения классического танца, непреходящей ценности достижений балетного академизма.

Данная книга, состоящая из двух частей, объединяет два произведения А. Левинсона «Старый и новый балет» и «Мастера балета». Первая часть представляет собой собрание очерков, объединенных общей задачей: проследить историческое развитие форм, из которых создавался балет, как это отразилось в практической деятельности, а главным образом в теоретическом мышлении наиболее замечательных представителей хореографической сцены от эпохи Возрождения до середины XVIII века. Вторая часть является обозрением и разбором театральных впечатлений, накопленных автором.

От автора

Страницы эти не представляют, в сущности, исследования или завершенной главы из истории танца. Я предлагаю здесь всего лишь обозрение и разбор театральных впечатлений, накопленных постепенно и отложившихся в ряде очерков описательного, теоретического, а иногда полемического содержания. Статьи эти появлялись на страницах журналов и газет, специальных и общих, начиная с 1911 года. Желая уберечь жизненность отношения к предмету, я сохранил, по возможности, последовательность и форму этих непосредственных откликов, умножив их лишь дополнениями и исправлениями, подсказанными позднейшим опытом. Подобные планомерные извлечения из моей текущей критической работы, обнимающие важную эпоху театрального брожения, и образовали настоящую сводку суждений о новом и старом балете.

Отправной точкой и существом понимания балета, придающим единство изложению, явилось для меня захватывающее и бесподобное откровение классического танца. В защиту и прославление последнего я и выступил с первой же своей статьей. Случилось так, что мое обращение к классической традиции совпало с началом деятельной против нее реакции. Таким образом, в своей апологии преемственного стиля мне пришлось исходить от обратного и сделаться летописцем новых начинаний в области реформы танца. Я разумею главным образом деятельность балетмейстеров М. М. Фокина и В. Нижинского, а также знаменательные достижения Изадоры Дункан, ибо попытки их вновь поставили на очередь наиболее спорные проблемы театрального танца. В пределах искусств сценических позволено верить единственно лишь собственным глазам; поэтому я ввел в свое изложение только те, в общем, многочисленные события и эпизоды, свидетелем которых мне удалось быть.

Первая моя книга о танце «Мастера балета» была посвящена по преимуществу истории мнений об этом искусстве: она излагала и истолковывала со всей возможной достоверностью эстетические воззрения более или менее отдаленного прошлого. В книге о новом и старом балете автору приходится стать лицом к лицу со жгучей художественной действительностью наших дней. Здесь уже нет места для бесстрастной пристальности историка. Оправдание взятой темы — в личном и уверенном к ней подходе, в готовности горячо отстаивать свое собственное мнение. Выводам я предпосылаю описание некоторых постановок, послуживших поводом и материалом для них.

Мне показалось, что было бы ошибочным вовсе лишать книгу, посвященную оценке театральных зрелищ, элемента наглядности. К сожалению, новый русский балет не дождался еще — за немногими исключениями — живописных или графических отражений достаточной художественной ценности. Такие документы, как эскизы костюмов и декораций для балетных постановок последних лет — у нас и за рубежом, были слишком широко использованы печатью, чтобы воспроизведение их могло оставаться уместным.

Я предпочел свободное распределение между страницами книги цикла иллюстраций, имеющего предметом пляску вообще, как задание современного художественного творчества, преломление мотивов и самого «чувства танца» преимущественно в произведениях нового искусства; воспроизведения эти в общем независимы от текста за исключением некоторых (образцы античного ваяния), поясняющих и подтверждающих те или иные положения книги.

Андрей Левинсон
Февраль, 1917

Очерки, собранные в настоящей книге, самостоятельны по темам, но объединены общей задачей: проследить историческое развитие форм, из которых создался современный балет, как оно отразилось в практической деятельности, а главным образом — в теоретическом мышлении наиболее замечательных представителей хореографической сцены, от эпохи Возрождения до середины прошлого века; статьи эти должны образовать как бы особую главу из никем еще не написанной истории театральных мнений.

Некоторые из этих очерков уже появились частично в периодических изданиях: статья «Новерр и эстетика балета в XVIII веке», напечатанная в журнале «Аполлон» в феврале 1912 года, дополнена ныне рядом новых данных и может считаться первым полным жизнеописанием знаменитого балетмейстера; статьи «Карло Блазис» и «Стендаль и Вигано», появившиеся в журнале «Новая Студия» в октябре и декабре 1912 года, также переработаны и увеличены приблизительно вдвое, согласно с общим планом книги.

Статья же о Теофиле Готье, балетном критике и либреттисте, появляется впервые на страницах «Мастеров балета».
С.-Петербург, 1914

Оглавление

От издательства .......... 3
Старый и новый балет
От автора .......... 48

Глава первая. Новый балет и «Русские сезоны» (1909–1911) .......... 52

I. Восточный цикл. «Клеопатра». «Шехеразада» .......... 54

II. Цикл романтический. «Павильон Армиды». «Шопениана». «Карнавал» Шумана .......... 70

III. Цикл национальный. «Пир горой». «Жар-птица» .......... 82

IV. Русский сезон в Большой опере. «Нарцисс». «Призрак Розы». «Садко». «Петрушка» .......... 89

Глава вторая. Искусство и значение Изадоры Дункан .......... 105

Глава третья. Предмет спора .......... 132

I. Две эстетики .......... 132

II. Балет, живопись, музыка .......... 148

Глава четвертая. Русский балет в театре Елисейских Полей (1913) .......... 161

I. Балеты Нижинского («Весна священная». «Игры») .......... 161

II. «Дафнис и Хлоя». «Трагедия Саломеи». «Послеобденный отдых Фавна» .......... 177

Глава пятая. Новый балет против старого .......... 188

I .......... 192

II .......... 206

III .......... 215

Глава шестая. Отзыв и эпизоды .......... 229

I. О мужских танцах .......... 229

II. М. Фокин на Мариинской сцене .......... 241

Les prйludes .......... 241

«Франческа де Римини». «Стенька Разин». «Эрос» .......... 245

Мастера балета

От автора .......... 256

Жан-Жорж Новерр и эстетика балета в XVIII веке .......... 258

I .......... 261

II .......... 293

III .......... 328

IV .......... 338

Стендаль и Вигано. Страница из истории романтизма .......... 359

I .......... 359

II .......... 375

III .......... 382

«Русский путешественник» о Вестрисе. Эпизод .......... 398
Карло Блазис, балетмейстер и теоретик танца .......... 411

I .......... 414

II .......... 432

Теофиль Готье и балет .......... 448

I. Готье — теоретик балета .......... 460

II. Мария Тальони. Фанни Эльслер. Карлотта Гризи .......... 478

III. Несколько эпизодов. Русский балет .......... 509

IV. Теофиль Готье — либреттист .......... 528

..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index