..texts

Илзе Лиепа про Айседору Дункан

http://idvm.narod.ru/texts/301.htm

Как принизить имя и заслуги человека, не убирая при этом "благообразнейшей улыбочки" со своего лица? Вот, пожалуйста, наглядная на эту тему инструкция. Слушайте и наслаждайтесь распевными НЛП-шными экзерсисами. Илзе Лиепа представила цикл программ, посвященный выдающейся американской танцовщице, новатору и реформатору танцевального искусства, основоположнице свободной пластики – Айседоре Дункан... Технология "передёргивания" традиционно проста. Сначала воспроизводятся общепризнанные, хорошо известные или очевидные факты, а затем делаются никак не следующие из данного и весьма сомнительные выводы. Для справки, тем персонажам сказки Карло Коллоди, которые рассуждают о непрофессионализме и дилетантизме Айседоры Дункан, можно напомнить, что именно профессиональная сценическая карьера Дункан продолжалась более 30 лет, и зарабатывала она себе на жизнь непосредственно на сцене, а не в постели, как многие в классическом балете.

И удивительно, как они умудряются, с одной стороны, поносить Дункан изо всех сил, а с другой стороны, называть её "выдающейся танцовщицей". Получается, что у них или на лицо раздвоение личности, или, скорее всего, они в принципе мало понимают в том, что Дункан вообще сделала в танце, в искусстве и в культуре. Первым делом, они как попки друг за другом повторяют, что Айседора Дункан была "харизматическая личность". Так и что? Обиходное выражение "У него есть харизма" означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы следовать за ним. Предположим, Дункан прыгала бы на сцене через скакалку. Значит, все вокруг тоже начали бы прыгать через скакалку? Возможно. Но она ведь не прыгала через скакалку, и фуэте не крутила. Так что же тогда она на сцене делала? Их интеллекта, похоже, для ответа на "столь сложные" вопросы уже не достаточно. Понятно, ведь для этого необходимо вникать в хитросплетения художественных сверхзадач, полифонических композиций, эстетических форм, гармонических канонов и нравственных императивов. А в их "искусствоведческом" лексиконе и слов-то таких практически не водится. У них всё про количество прокрученных фуэте, дальность прыжка и про угол размаха ног во время этого самого прыжка. Бухгалтеры от искусства...

Программа Илзе Лиепа. "Балет FM"
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/program43/

 02.04.2012. Родоначальница танца модерн. Айседора Дункан
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue3122/
http://fonotron.ru/upload/radio/balet_fm_02042012_128.mp3
 09.04.2012. Айседора Дункан. Признание на Западе
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue3136/
http://fonotron.ru/upload/radio/balet_fm_09042012_128.mp3
 16.04.2012. «Мы будем танцевать!» – Айседора Дункан в России
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue3160/
http://fonotron.ru/upload/radio/balet_fm_16042012_128.mp3

Про Айседору Дункан

1)

Илзе Лиепа: «…Говорить об Айседоре Дункан в программе о балете, я считаю, уместным, хотя она и не была классической балериной. Однако ее жизненный путь неимоверно много дал академическому балету и развитию различных жанров искусства вообще.

Имя Асейдоры Дункан поистине легендарно. Наверное, его знают все и во всем мире. Мы, живущие в России, чаще всего ассоциируем его с Сергеем Есениным. Это вполне естественно, потому что это была очень большая и значимая часть ее жизни, и этот период ее жизни нам знаком. Но вся ее жизнь настолько богата событиями, невероятными перипетиями – её романы, фантазии, творчество, новаторство – всего этого так много, что хватило бы на несколько полноценных жизней. Еще там очень много трагедий…

Айседору Дункан много рисовали, лепили – практически все выдающиеся художники её времени. Её портретировал Бакст, лепил Роден, и знаменитый театр на Елисейских полях украшен барельефами, которые изображают танец Асейдоры Дункан. А по силе воздействия на зрителя, пожалуй, её можно сравнить с такими выдающимися балеринами, как Анна Павлова и Майя Плисецкая. И не случайно Морис Бежар в 1976 году поставил для Майи Плисецкой монобалет «Айседора» – грандиозный спектакль, в котором Плисецкая была великолепна. К образу Айседоры обращался и английский хореограф Фредерик Аштон – он поставил свою «Айседору» для английской балерины Линн Сеймур. Не говоря уж о том, что к образу Айседоры Дункан неоднократно обращались многие кинорежиссеры…

<…> Когда я впервые прочитала её автобиографию – по признанию самой Айседры Дункан это была единственная вещь, которую она сделала «исключительно ради денег», – у меня осталось довольно неприятное ощущение. Не только о ней самой, но я как-то сразу и жестко подвела черту, подумав: «Ну, что может быть интересного в этой толстой тетке, которая, не владея никакой техникой, отрицая всякий профессионализм, скакала полуголая по сцене? Быть может, это был просто эпатаж?..» Тогда эту свою мысль я так и оставила без ответа. Но время шло, появлялись какие-то другие книги, меня невольно жизнь ставила перед размышлением на тему этой женщины, и должна сказать, что мое впечатление кардинальным образом изменилось. Сама личность Асейдоры Дункан и ее неоценимый вклад в развитие хореографического искусства – в изменении отношения к хореографии на сцене, отношения к тому, под какую музыку можно и нужно существовать в танце – это, конечно, невероятно, и об этом я сегодня хочу говорить…»

2)

«…Дункан нащупывает форму, в которой она будет жить дальше – её моносуществование на сцене. Она всегда будет великой одиночкой. Ей не нужен будет никто. Она всегда будет самым большим вдохновением для самой себя. Она сама себе балетмейстер, она сама выбирает музыку, на которую будет танцевать. Айседора Дункан – первая в истории искусства, кто начинает танцевать музыку Вагнера, оперы Глюка, прелюдии Шопена, миниатюры Грига и Шуберта, за что профессионалы нередко обрушивались на неё со словами: «Не смей трогать великую классическую музыку!». Она же всей своей жизнью доказала, что талантливое обращение к великой музыке только поднимает ее, а никак не обесценивает. В это же время складывается ее внутренняя философия. Она выступает ярым противником балета: «Я – враг балета, который считаю фальшивым и нелепым искусством. Я – выразительница красоты, не называйте меня танцовщицей. Когда я танцую босая, я принимаю греческие позы – как раз они являются естественными положениями». Ее удивительное открытие заключалось, пожалуй, в том, что она соединила мысль и образ с движением, всем своим телом заставляя зрителей ощущать ту музыку, к которой она обращалась…»

3)

…Впервые на гастроли в Россию Дункан приехала в 1905 году. Приехала по контракту – уже в статусе звезды. Она была молода, полна сил, и такой Айседоре рукоплескали Петербург и Москва. В числе ее почитателей были и студенты, и представители интеллигенции, и те, кто никогда не был на балете, и те, кто безумно любили его. Её концерты собирали полные залы. Чаще всего она танцевала на Дворянских собраниях Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь можно было увидеть всех – философов, театральных деятелей, поэтов, художников, людей мира искусства. Им очень нравилось то, что Айседора как и они черпает свое вдохновение в античности, а свободное тело танцовщицы их вдохновляло. Завязывается ее дружба со Станиславским. Он будет говорить о ней так: «Дункан – мыслитель. Я спросил, у кого она училась танцам. Она ответила: “У Терпсихоры. Я танцевала с того момента, как научилась стоять на ногах. Танцую всю жизнь…”». «А прежде, чем идти на сцену, – говорила Дункан, – я должна вложить себе в душу какой-то мотор. Он начинает работать внутри, и тогда руки, ноги и тело помимо моей воли будут двигаться…».

Поклонниками Дункан в то время были и деятели балетного театра, среди них – хореографы Александр Горский и Михаил Фокин. «Танцы Дункан привели меня в такой восторг! Я нашел в них элементы того, что проповедовал сам», – говорил Фокин. И, конечно, ее горячо приветствовал Дягилев, а он задавал тон в обществе. Надо сказать, что Айседора в эти ее первые приезды в Россию была в невероятной моде. С ней знакомятся звезды Мариинской сцены – Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Сама она очень забавно описывала эти встречи: «…Меня посетила маленькая дама, закутанная в соболя, украшенная бриллиантами и жемчугом. К моему изумлению она назвала себя балерина Кшесинская и пришла приветствовать меня от имени русского балета и пригласила на спектакль в Мариинском театре. Вечером отапливаемая карета привезла меня в театр. Я носила сандалии и короткую тунику, и, наверное, странно выглядела в ложе среди богачей и аристократов. Я – враг балета, но нельзя не аплодировать русским балеринам…». А несколько дней спустя ее приглашает великая Павлова на свой спектакль «Жизель». И здесь опять Дункан вынуждена признать академический балет: «Несмотря на то, что ее движения противоречили моему артистическому и человеческому чувству, я горячо аплодировала Павловой. За ужином в доме балерины, который был скромнее дворца Кшесинской, я сидела между Бакстом и Бенуа. Здесь я впервые встретила Дягилева и тут же вступила с ним в горячий спор об искусстве танца».

После 1905 года Айседора Дункан возвращалась в Россию в 1907 и 1909 гг., потом в 1911-м и 1914-м, и затем еще в 1917 году. Она пишет в Россию письма, полные симпатии к советской стране, революции и большевикам. В них она выражает надежду в который раз открыть свою школу. И вот, в 1921 году она получает долгожданный ответ: «Приезжайте! Одно только советское правительство может вас понять! Приезжайте, мы создадим вашу школу!». И, конечно, она летит в Россию…

«Я шагнула на палубу, покинув свое прошлое, – без платьев. Хотелось жить в красной блузе среди товарищей в идеальном государстве коммунизма! Сердце трепетало от радости – вот он новый мир! Он уже создан! Мое творчество и жизнь станут частицей прекрасного будущего!», – писала Айседора Дункан.

Теперь можно только вздохнуть, читая эти слова. Потому что с этой патетики начинается самая тяжелая и безрадостная пора ее жизни – жизни по нисходящей, чего сама она понять так и не смогла…

http://forum.muzcentrum.ru/forum28/topic642/
http://forum.muzcentrum.ru/forum28/

*

..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
http://idvm.chat.ru
..index