isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский

*

Забытое пионерское детство » НОВОСТИ »
05.27 - Айседора Дункан

27 мая 1877 года родилась Айседора Дункан.

 Из автобиографии.
«Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского».
 
 Она никогда не была совершенно счастлива.
 Детство у неё тоже было не слишком радостное. Отец, банкир, разорился и сбежал от семьи, оставив мать, и четверо детей осталась без средств. В своё время он это же самое проделал и со своей первой женой, которую тоже оставил с четырьмя детьми.
 Он был старше матери Айседоры на тридцать лет.
 Маленькую Айседору отдали в школу в пять лет, скрыв её возраст, а в тринадцать лет она бросила учёбу, не видя от неё для себя пользы.
 Однако, с увлечением занялась музыкальным и танцевальным самообразованием.
 Первым её успехом было выступление в шекспировской пьесе «Сон в летнюю ночь», где Айседора играла фею…
 Пришла и первая влюбленность. Айседора уже планировала свою семейную жизнь, но брат вовремя разузнал о том, что её жених уже имеет жену...
 Замужество срывается.
 
 Это известный факт, - танец «босоножек» в танцевальный обиход ввела именно Айседора. Получилось это случайно. Она уже тогда имела обычай глотнуть спиртного  перед выступлением. Однажды бокал вырвался из рук и его содержимое, - как раз в тот момент, когда она должна была выходить на сцену, - вылилось в сандалию. Её подруга Мэри Дести отшвырнула сандалии в угол и выпихнула Айседору на сцену босиком…
 Сенсация была грандиозная. Сенсация и шок! 
 Все восхищались и красотой её ног, и «босым» танцем.
 С тех пор она всегда танцевала босиком. Это стало её брендом. 
 А к выпивке, кстати,  Айседора всегда была слаба. В антракте она непременно выпивала бокал шампанско-го, да к тому же ещё и настаивала, чтобы ей составляли компанию дирижер с менеджером. 
 
 Дункан всегда желала познакомиться с Роденом. Его работы нравились ей настолько, что однажды она решилась заявиться к нему в студию с намерением танцевать перед ним, но…
 Ей пришлось отвергать его притязания.
 А после она раскаивалась, что «упустила случай отдать свою девственность самому великому Пану, могучему Родену».
 Зато ей посчастливилось это сделать с венгерским актером Оскаром Бережи. Тот не стал терять времени даром  и сразу завёл разговор о женитьбе, как о решённом уже деле.
 И даже повел Айседору выбирать квартиру. 
 И чем же она будет заниматься в Будапеште?
 Как это чем? - подавать ему все его реплики и помогать при разучивании ролей…
 …В общем, мечта её жизни.
 Бережи не дождался её ухода. Бросил её сам.
 Она называла его Ромэо.
 
 А в Европе Айседору Дункан ждал триумф!
 В Берлине, после того, как она танцевала более двух часов, зрители не желали покинуть оперный театр, снова и снова вызывая её «на бис». После чего полезли на рампу...
 
 Айседора как мастер свободного танца считала правила балета чем-то механическим и не понимала его утончённости, хотя и восхищалась Кшесинской и Павловой. Её стихией был свободный танец. Зрители доходили на её представлениях до состояния экстаза. Экстаз и экзальтация были принципиально важными для неё переживаниями.
 И окружали её такие же люди.
 В частности, Гордон Крэг, театральный деятель, очередной из многих её пассий, был экзальтирован с утра и до вечера. Они были трогательно поглощены друг другом и в разлуках заваливали друг друга письмами.   Айседора родила от него дочь, о которой она так мечтала.
 Но никем более он для неё стать не смог. Он не понимал её безудержной потребности танцевать - «Почему бы тебе не бросить театр и не оставаться дома, чтобы точить мне карандаши…»
 
 Примерно таковы, к сожалению, были и другие её мужчины.
 В её активе оказался сын владельца фирмы швейных машинок Зингера, - Парис.
 Вот он, её миллионер!
 Казалось, он мог сделать её жизнь сказкой. Он окружал её нежнейшей заботой, подарил ей сына. Но он тоже желал, чтобы она бросила сцену.
 Через семь лет они расстались…
 
 Между тем Айседора Дункан открывает школу танца.
 Она усыновляет, воспитывает и обучает в ней танцу сорок детей.
 И всё это – на свои заработанные средства.
 А ведь было время, когда ей приходилось выпрашивать деньги у богатых дам в салонах, где она танцевала. Случались и голодные обмороки...
 Но она не прощает, когда кто-то пытается её копировать. Однажды это попробовала сделать её подруга, Мэри Дести, - та, которая, в своё время невольно побудила Айседору станцевать босиком. Айседора организовала ей такую сцену, что бедняжке пришлось забыть о танцевальной карьере...
 
 Она любит повторять, что её главной чертой является верность, но это не мешает ей тут же простодушно поделиться с вами, в частности, о том, как сожитель застал ее с собственным аккомпаниатором.
 Что и говорить, всё-таки постоянство не являлось отличительной чертой её характера.
 Правда, и многие её мужчины предавали ее.
 
 Её не беспокоил тот факт, что трое её детей были от разных мужчин.
 Все трое погибли.
 Дункан приезжала в Россию не однажды. Вначале это были гастроли в Санкт-Петербурге, в 1907 году.   Тогда она она подружилась со Станиславским.
Когда она в 1913 году приехала в этот город во второй раз, у нее начались нехорошие видения. Ей то слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти, то виделись два детских гроба…
Она не успокоилась, пока не вернулась во Францию и не увидела обоих детей живыми.
 Зингер тоже был рад видеть её и детей.
 На обратном пути машина с детьми и няней возвращалась от него из Парижа в Версаль. Мотор заглох, и водитель вынужден был выйти, чтобы открыть капот и устранить неполадки. Никому не известно, чем он манипулировал, но мотор заработал сам собой, машина сбила его с ног и упала в Сену.
 Дети и няня погибли...

 Её никогда не удастся оправиться от этого удара.
 Она не плакала, только тяжело болела. Стали беспокоиться за её рассудок.
 В один из дней гуляя по берегу, она увидела своих детей. Взявшись за руки, они медленно входили в воду...
…В помутнённом сознании она упала на землю. Над ней склонился молодой человек.
«Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка…»  -  это всё, что она смогла произнести.
 Молодой человек был помолвлен, и их связь не была длительной.
 Ребёнок их прожил всего несколько дней.
 
 1922 год. Айседора Дункан в третий раз приезжает в Россию.
 Она получила приглашение от наркома просвещения Луначарского и приехала в Москву, чтобы открыть школу пластического искусства.
 В один из вечеров её пригласили в гости. Группа артистов желала увидеть прославленную артистку.
Триумфальную, богатую, трагичную... В общем, про неё знали всё.
 Вошла по-домашнему, разделась. Ей поднесли штрафную чарку.
«Вдруг дверь с треском распахнулась, и перед Дункан возникло самое прекрасное лицо, какое она когда-либо видела в жизни, обрамленное золотыми блестящими кудрями, с проникающим в душу взглядом голубых глаз. Это была судьба» - вспоминает Дести. Романтика этой встречи напоминает самую трогательную мелодраму.
Есенин, стоящий перед ней на коленях и она, прижимающая его, как ребёнка…
 Так в её жизнь вошёл великий русский поэт Есенин и вся тёплая копания его приятелей, которые ни на  минуту не оставляют его.
 Она встретила своего «златокудрого бога», Сергея Есенина, здесь, в Москве.
 Ей было в это время сорок пять, а ему – двадцать семь лет.
 Он собирает свои вещи и переезжает к ней, на Пречистенку, 20.  

 Владислав Ходасевич не не пожалел Айседору в своих мемуарах.
«Роскошь Дункан, её попойки, её романы, её дом, с утра до вечера и с вечера до утра набитый комиссарами, имажинистами, кокаинистами, пьяными актерами и пьяными чекистами, – все это мозолило глаза обнищалой и озлобленной Москве. Её звали «Дунька советская». Понимала ли она, что делает? Я уверен, что нет. Россия, революция, народ, голод – все это были вещи, которых не знала и которыми просто не интересовалась эта прелестная птица. Что её здесь «признали», «оценили», что «само правительство» прислушивается к её «мнениям»… – вот это она знала. Что живет в краденом, одевается в краденое и питается краденым – не осознавала. Тогда она была еще богата. Могла платить. Но зачем (да и удобно ли?) платить за то, что этот симпатичный русский народ кладет к её ногам как дань восторга и поклонения». 
 
 Между тем, жизнь в России была недешёвая, и накопления Айседоры постепенно истощались. Ей захотелось на гастроли, домой, в Америку. Есенин уговаривал её, как мог, чтобы она осталась с ним, потому, что сам он не мог надеяться на то, что советское правительство даст ему выездную визу. Единственным способом вывезти его из России был брак с ним. Айседора категорически отвергала брак, но 2 мая 1922 года они всё-таки расписались в ЗАГС-е.
 И Дункан становится Есениной. Это будет её единственное официальное замужество…
 
 Ей пришлось немало потрудиться, чтобы организовать в Америке перевод и публикацию его стихов. Но Есенин не любит Америку и тоскует по родине. О нём здесь никто не знает и в хронике не упоминается даже его имя, - знают только «Айседору Дункан с её новым мужем».
 То же повторяется и в Париже.
 Пьяный Есенин бьёт посуду, ломает мебель, швыряет  в жену сапогами. Совсем в духе русской купеческой вакханалии. Ей приходится прятаться от него и запираться. Однако, она уже успела научиться некоторым русским обычаям и отвечает ему вполне русской же бранью.
 А наутро им, по обыкновению, предъявляют огромные счета и просят выехать из отеля.
 Она все ему прощает…
 В Берлине им пришлось побывать в гостях у Алексея Толстого. Вот воспоминания.
«Ударяя руками в воображаемый бубен, она кружилась по комнате, отяжелевшая, хмельная Менада. Зрители жались к стенкам. Есенин опустил голову, словно был в чем-то виноват. Было тяжело смотреть. Вспоминалась её вдохновенная пляска в Петербурге пятнадцать лет назад. Божественная Айседора! За что так мстило время этой гениальной и нелепой женщине?»
 
 Чета Есениных возвращается в Москву.
 Встречавшим их на вокзале она объявляет, что ничего общего с Есениным у неё больше нет. Есенин дарит кому попало свои костюмы, сшитые у парижских кутюрье, раздаривает также и её собственные наряды.  Затем исчезает на несколько недель неизвестно куда, появляясь только затем, чтобы просить денег.
 Бросается к её ногам, и она его опять прощает…
 Но однажды он кинул в огонь альбом с фотографиями детей и стал её оскорблять.
 Айседора потеряла сознание. Больше они не виделись…
 
 Никаких сведений об этом их периоде жизни до нас не дошло. Есенин не посвящал ей  стихотворений.
Хотя… Его стихотворение 1922 года….
 
Сыпь, гармоника. Скука... Скука...
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.
 
Излюбили тебя, измызгали -
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Иль в морду хошь?
 
В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон….
 
 Многие просили её продолжить свои мемуары, которые обрывались на 1921 годе, но она не успела это сделать. За неё это сделала её подруга, Мэри Дести. 
 Её школа-студия танцев в России не получала больше финансовой помощи ни от Дункан, ни, тем более, от советского государства. Каким-то чудом она, однако, просуществовала до 1949 года. Руководила школой одна из её приёмных дочерей.
 В 1924 году великая «босоножка» оставила Россию.
 А 28 декабря 1925 года получила известие о смерти Есенина.
 Попытка покончить с собой… Её спасли.
 Сразу после смерти Есенина стихи его стали вдруг известны всей России, и его книги начали раскупаться тысячами экземпляров!
 Сергей Есенин стал богатым после своей смерти. Её Серёженька...
Нужно отдать должное суду молодой Советской республики. Он присудил Айседоре средства, вырученные от продажи его книг. Триста тысяч франков.
 Дункан от них откажется в пользу матери и сестёр поэта. Им деньги нужнее.
 
 Последним её возлюбленным будет пианист Виктор Серов. Тоже русский.
 Ей в это время прилично за сорок, а ему двадцать пять лет. Ещё моложе Есенина на момент их знакомства. Виктор окажется одним из немногих симпатичных ей людей, с которым она сможет разговаривать о музыке и о России...

 Мужчины в её жизни…
 Автомобили в её жизни…
 Всего через полтора года после смерти мужа она сядет в маленький гоночный автомобиль, закинув за плечо конец пурпурного шарфа, который ей подарила её подруга Мэри Дести. Откажется от предложенного пальто, сказав, что шарф достаточно тёплый.
 Её последние слова: «Прощайте, друзья! Я иду к славе».
 Автомобиль тронется с места, а потом внезапно остановится, и все увидят, как её  голова резко упадёт на край дверцы.
 Шарф накрутился на ось колеса и сломал ей шею...

Айседору похоронят на кладбище Пер-Лашез.

http://vk.com/page-1766046_38948346

*

http://idvm.fo.ru ` http://idvm.ru.tf `
http://idvm.w.pw ` http://idvm.eu5.org `
http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru `
http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf `
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org `

© open resource

begin ` texts ` home