isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский

*

А.Панов. АВАНГАРД

Бах не всегда был классиком... Когда-то он был новатором и авангардистом, когда-то он совершил революционный переворот в музыкальной культуре, и поэтому оказался "впереди всех". Однако, в то далекое время, не все новации Иоганна Себастьяна были признаны музыкальным сообществом, а важнейшие достижения Баха и вовсе были "благополучно" позабыты на десятилетия... А можно ли сегодня называть авангардом безумное разрушение существующих эстетических норм? Настоящий авангард предполагает не якобы "прогрессивное" разрушение старого, а создание чего-то нового, взамен уже существующего и общепризнанного. Авангард предполагает создание принципиально новых гармонических эстетических структур, канонов, норм и правил... Так и Айседора Дункан, в своё время, стала революционером танца. Она создала новую структуру танца, взамен тогда уже "замшелой" эстетики классического балета. Дункан - авангардист своего времени. Айседора Дункан - это Иоганн Бах в танце! Она приблизилась к созданию настоящего Танца с большой буквы. Остальные разновидности танца или наследуют и развивают дункановский танец (танец как таковой, в своей смысловой основе), или не являются танцем по сути, склоняясь скорее к атлетическому состязанию, цирковому представлению или театрализованной пантомиме...

АВАНГАРД - категория, означающая в эстетике и искусствознании совокупность новаторских движений и направлений в искусстве.

*

Ю.Г. Каплунов. КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ И ЭТАПЫ АВАНГАРДА В МУЗЫКЕ
(ДОКЛАД ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБ АВАНГАРДЕ)

Авангард (от фр. avant-garde - передовой отряд). К нему относятся сторонники более передового, нового в развитии музыкального искусства. Рассмотрим этапы музыкального авнгарда, начиная с доисторических времён.

Зарождение музыки тесно связано с верой древнего человека в магию и культ природы. Звуку приписывалась священная магическая сила. Звуки музыкальных инструментов рассматривались как средство общения человека с природой. Музыка была обрядовой (похоронной, свадебной), культовой, связанной с земледельческими работами, а также средством развлечения. Одним из наиболее ранних инструментов древнего человека была тростниковая флейта, первыми ударными инструментами - погремушки, трещотки, свистки из ракушек, которые служили для обрядовых церемоний, а также для подачи сигналов тревоги. Затем в качестве мелодических инструментов появились флейты из глины, деревянные свистки и продольные флейты. В Древней Греции Были распространены струнные инструменты (лира, кифара), духовые (многоствольная флейта Пана). В 3-2 веках до н.э. появился предшественник современного органа (гидравлюс), сконструированный александрийским механиком Ктесибием. Он имел от 4 до 18 труб, а давление воздуха в нём поддерживалось столбом воды. По мере развития музыкальных инструментов возникали проблемы с их настройкой, особенно если их было несколько. Возникает понятие строя - системы высотных соотношений звуков, лада - согласованности звуков между собой и много других понятий из теории музыки.

Первые строи возникли ещё до нашей эры. Они формировались в странах Ближнего Востока - в Египте, Месопотамии, Малой Азии. Формирование строев несомненно связано с развитием музыкальных инструментов (напр. кифары), требовавших настройки. В основу их легли обертоны натурального звукоряда, первоначально - октава, кварта, квинта, позднее - терция. Строй одной из древних систем - пентатоника - основан на интервале квинты. Все звуки, образующие пентатонический звукоряд (до, ре, ми, соль, ля) расположены по квинтам (до-соль-ре-ля-ми). Математически обосновал эту систему древнегреческий философ и математик Пифагор (ок. 570-500 год до н.э.). Опытным путём на однострунном приборе монохорде он получил интервальные коэффициенты - квинты, кварты и октавы. Все звуки Пифагор расположил по восходящим и нисходящим акустически чистым квинтам и получил пифагоров строй. Практическое применение пифагоров строй нашёл при настройке кифары. В Древней Греции господствовало одноголосие и строй Пифагора был мелодическим. Кроме того он имел недостатки - фальшивое звучание терций и секст. С развитием многоголосия потребовался более совершенный строй. Прежде всего это относилось к настройке органа и клавесина.

В середине 16 века крупнейший итальянский музыкальный теоретик эпохи Возрождения Джозеффо Царлино обосновал новый музыкальный строй на основе больших терций - чистый или натуральный строй. Натуральный строй сыграл заметную роль в развитии европейской многоголосной музыки, способствуя формированию октавных мажорного и минорного ладов. В то же время натуральный строй имел существенные недостатки, как несовпадение акустических свойств одноимённых интервалов и трезвучий на разных ступенях (к резкому диссонированию трезвучия на 2-й ступени мажора).

К началу 17 века формируется равномерно-темперированный строй, потребованный для настройки лютневых,а к концу 17 века и клавишных инструментов. На рубеже 17-18 веков он теоретически обосновывается немецким органистом Андреасом Веркмейстером. В этом строе сглаживаются противоречия пифагорейского и натурального строев и разрешается проблема энгармонизма (от греч. en-в и harmonia-созвучие), т.е. достигается отождествление звуков с различным названием(напр. до-диез и ре-бемоль, ми-диез и фа) за счёт уравнивания их по высоте на инструментах с фиксированной настройкой. Благодаря энгармонизму на таких инструментах, как клавесин, орган, рояль, два разных звука (до-диез и ре-бемоль и т.п.) извлекаются нажатием одной и той же клавиши.

Равномерно-темперированным (от лат. temperato-правильное соотношение, соразмерность) называется строй, в котором октава состоит из 12 равных полутонов или 6 целых. Наименьшим расстоянием между двумя соседними звуками здесь является полутон. Равномерно-темперированный строй получил широкое распространение в 18 веке. Первый яркий опыт художественного воплощения этого строя был осуществлён И.С.Бахом. Он создал 48 прелюдий и фуг для клавесина во всех тональностях под общим названием "Хорошо темперированный клавир". Темперированный строй примирил мелодическое и гармоническое начало в музыке. В нём все одноимённые интервалы на любой ступени лада имеют одинаковую величину и звучат достаточно стройно как в мелодическом, так и в гармоническом изложении. Он даёт неограниченные возможности для модулирования и транспонирования, для развития ансамблевого исполнительства, для создания хоровых и оркестровых произведений.

Однако музыкальная практика никогда не пользовалась точными, математически выраженными интервалами. В пении и игре с нефиксированным строем пользуются зонным строем, т.е. варьируют конкретную высоту тона. Это возможно, т.к. наш слух воспринимает музыкальный звук как группу частот. Это доказал известный советский учёный Н.А.Гарбузов.

Авангардисты 20 века нарушили исторически сложившиеся нормы музыкального искусства. Разрыв с тональной логикой осуществили композиторы новой венской школы во главе с Шёнбергом (1874-1951). Уже в сочинениях раннего (романтического) периода творчества (стр. квартет "Просветвлённая ночь", симф. поэма "Пеллеас и Мелизанда") проступало стремление композитора к предельной хроматизации, сплошной полифонизации, накалу экспрессии. Эти тенденции привели Шёнберга к атональному периоду творчества (до 1920г.). В цикле "Лунный Пьеро" появилась гротескная деформация образов, в "Sprechstimme" и "Sprechgesand" - новые приёмы мелодекламации и речевого пения. Дальнейшие поиски в звуковысотности и форме привели Шёнберга к серийной технике. При этом вся ткань произведения составляется из серийных рядов, подбираемых из общего числа 48 по признаку того или иного взаимодействия друг с другом, например высот и ритма, высот и динамики. Избранный серийный ряд может излагаться горизонтально (в виде мелодии), вертикально (в виде аккордов или созвучий иного типа) и одновременно по горизонтали и вертикали.

Серийное голосоведение может быть одноколейным (одновременно излагается 1 ряд), так и 2,3,4-колейным (сразу несколько серийных рядов). В серийной технике Шёнберг написал, например, "Прелюдию" и "Менуэт" из "Сюиты" для фп оп 25. В последующих сочинениях (после 1920г.) появилась додекафония, при которой вся ткань произведения состоит из 12-звучной серии. Шёнберг сочетал додекафонию с тональным письмом и классическими формами (рондо, вариации, сонатные и полифонические формы). Творчеству Шёнберга свойственно сочетание радикального новаторства и классических традиций.

К числу ведущих новаторов 20 века принадлежит И.Ф.Стравинский (1882-1971). Попевочный тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие составляли основу музыкального языка композитора в балетах "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", в хореографических сценах "Свадебка", где он проявлял особый интерес к русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам. Современными интонациями (в т.ч. джазовыми) отличаются такие оригинальные произведения Стравинского как, балеты "Поцелуй феи", "Орфей", опера "Похождения повесы". В поздний период творчества (с сер. 1950 г.) преобладает религиозная тематика, усиливается роль вокального начала, свободно используется додекафонная техника, но в рамках тонального мышления. Новаторство Стравинского состояло в элементах русского фольклора, в современных интонациях, в метроритмической организации, в оркестровке, в трактовке жанров.

Одним из ведущих мастеров современной музыки является А.Г.Шнитке (р.1934). В творчестве Шнитке элементы классических традиций сочетаются с разнообразными элементами современной композиторской техники (полистилистика, коллаж, серийная техника). В серийной технике (полистилистика, коллаж, серийная техника). В серийной технике Шнитке написал, например, концерт №2 для скрипки с оркестром, в "Прелюдии и фуге" для фортепиано он применил полисерийность (несколько серий одного высотного параметра).

Реформатором танца в истории мировой культуры стала Айседора Дункан. Она не признавала классическую балетную школу и противоставляла ей пластический танец, который она исполняла босиком, в греческой тунике. Айседора Дункан создала новое направление - танцевальный модерн. Она соединила эмоциональное выражение музыкальных и пластических образов, её движения не предшествовали музыке, а рождались из неё.

Авангардизм в его крайних проявлениях выявил ряд недостатков. Например, в серийной технике музыка в реальном звучании воспринималась в виде структурного хаоса. К тому же результату приводит и принцип случайности в АЛЕАТОРИКЕ. Этот метод музыкальной композиции 20 века встречается у многих представителей авангардизма. При этом часто наблюдается абстрактная игра звуковыми структурами независимо от содержательного замысла. Как частный приём алеаторика применяется В.Лютославским, Э.В.Денисовым, А.Г.Шнитке, С.М.Слонимским, Р.К.Щедриным и др.

Изобретение разнообразных шумов и эффектов звучаний было одним из методов композиции 20 века - СОНОРИКИ (от лат.sonoris - звонкий, шумный). Его применил Шопен в начале этюда gis-moll, Римский-Корсаков в сцене превращения рыб оперы "Садко", Мусоргский и Рахманинов в колокольных гармониях и многие другие композиторы.

В своих крайних проявлениях авангардизм встречает много противников, когда исчезает осмысленная интонация, логика мелодического движения, динамическая осмысленная гармония. Но отдельные приёмы авангардного экспериментирования могут быть художественно оправданы - в сочетании с тональным письмом и композиторским замыслом.

*

КАПЛУНОВ Юрий Геннадьевич. Композитор. Окончил СПб консерваторию по классу композитора В.А.Успенского. Представляет собственные сочинения, написанные для детской и взрослой аудитории.
http://yurykaplunov.fo.ru
skype: yurykaplunov

Yuri G. Kaplunov. Composer. He graduated from the St. Petersburg Conservatory by V.A.Uspenskiy composer class. Presents his own compositions, written for child and adult audiences. At the seminar, submit a report: "Key figures and stage of the avant-garde in music (the report for children of avant-garde)". Bach was not always a classic... Once he was an innovator and avant-gardist, once he made a revolution in musical culture, and therefore was "ahead of everyone". However, in that distant time, not all Johann Sebastian innovations have been recognized by music community, and the most important achievements of Bach and all were "safely" forgotten for decades... Is it possible to call the vanguard of today insane destruction of the existing aesthetic standards? This avant-garde assumes no supposedly "progressive" the destruction of the old and the creation of something new, instead of already existing and generally accepted. Vanguard involves the creation of new aesthetic harmonic structures, canons, rules and regulations... And Isadora Duncan, in his time, became a revolutionary dance. She has created a new dance structure instead was already "mossy" aesthetics of classical ballet. Duncan - garde of his time. Isadora Duncan - is Johann Bach in the dance! She approached the creation of the Dance with a capital letter. The remaining varieties of dance or inherit and develop dunсan style (the dance itself, in its semantic basis), or are not dancing in fact, are more inclined to athletic contest, circus performances or theatrical pantomime...

http://troul.chat.ru/festival/2015/2015-00-duncanfestival.htm

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/835/Бах
http://dic.academic.ru/pictures/enc_music/73.jpg

*

http://idvm.jimdo.com ` http://idvm.fo.ru ` http://idvm.ru.tf `
http://idvm.w.pw ` http://idvm.orgfree.com `
http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru `
http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf `
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org `

© open resource

begin ` texts ` home