isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский

*

«Пушкинский Вестник» № 51 (717) от 26 декабря 2013 года

Владимир Парамонов
Рабенек из Пушкино

В «Пушкинском вестнике» № 48 от 5 декабря 2013 года была опубликована статья Павла Киселева «Куракинские чтения», в которой рассказывалось о прошедших в Москве на Новой Басманной, д. 4, стр. 1 (в здании Московского дома национальностей – МДН, до 1917 года принадлежавшего князьям Куракиным) 10-х юбилейных краеведческих «Куракинских чтениях» и связи рода Куракиных с Пушкинской землей. Но в этой статье даже не упомянут еще один интересный исторический факт связи нашего Пушкино с родом Куракиных и, конкретно, со зданием МДН. Возможно, об этом факте стоит сделать доклад на «Куракинских чтениях», намеченных на 2014 год – год 110-й годовщины смерти А.П. Чехова, так как многое в этом рассказе связано с его именем!

Дело в том, что старинная дача – памятник деревянного зодчества, в котором сейчас располагается Пушкинский краеведческий музей (Московский проспект, 35а), когда-то принадлежавшая «купцу Людвигу (Льву) Артуровичу Рабенеку», в чьем ведении были фабрики в районе Щелково.

Супругой Л.Л. Рабенека являлась Элла (Елена) Ивановна Бартельс-Книппер-Рабенек (сценическое имя Эллен Тельс), наиболее талантливая последовательница великой Айседоры Дункан в России. Судьба Эллы Рабенек достойна целого романа. Она родилась в Москве в 1875 году в семье банкира Ивана Христофоровича Бартельса. У Никитских работ в Москве, на углу, в доме Ранцева была известная булочная Бартельс. «Краснощекая и желтоволосая дочка Бартельсов, несколькими годами меня старше, по праздникам помогала матери в большом магазине. Это мне импонировало, и мне очень хотелось с ней поговорить. Но это произошло лишь много позднее, когда она стала известной балериной Бартельс-Рабенек», - вспоминала Маргарита Волошина, первая жена Максимилиана Волошина. Первым мужем Эллы Ивановны был Владимир Леонардович Книппер, брат Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, адвокат, затем певец, режиссер и артист Большого театра, выступающий под фамилией Нардов. Их свадьба состоялась в декабре 1902 года. А летом 1904 года в Баденвейлере, где лечился и умер Антон Павлович Чехов, Элла Книппер (помогавшая Ольге Леонардовне) познакомилась с московским студентом Л.Л. Рабенеком, который стал позднее ее вторым мужем, крупным промышленником и владельцем дачи в Пушкино.

Впервые Элла Ивановна увидела выступление Айседоры Дункан в Петербурге 11 февраля 1905 года. Увлеченная ее новаторскими исканиями (хотя Элла была старше Айседоры на два года), она едет учиться в Германию, где сестра Айседоры Элизабет имела балетную школу (подробнее см. Андреева Ю.И. Айседора Дункан. Жрица любви и танца (Людям о людях) – М.: Вече, 2013. – 352 с.). Константин Сергеевич Станиславский, очень высоко ценивший искусство Айседоры Дункан, предполагал ей предложить преподавать пластическое движение актерам Художественного театра, но их сотрудничество не состоялось. Вместо нее была приглашена Э. Рабенек, которая и проработала в театре (рядом с О.Л. Книппер-Чеховой) с 1906 по 1910 годы. Плоды ее педагогической деятельности вполне устраивали Станиславского, который в письме из Парижа к Л. Сулержицкому в 1909 году писал, что Рабенек «в один год добилась больших результатов», чем Дункан в «восемь лет». Об уроках пластики и ритмики пишет в своей книге «Страницы жизни» Алиса Коонен: «Занятия дункановской пластики были настоящим праздником. Вела их Эли Ивановна Книппер… человек большой культуры, замечательный педагог, она умела сделать уроки интересными, увлекательными. Все упражнения, которыми мы занимались, от самых простых до самых сложных, были всегда органичны и естественны, несли точную мысль; мы прыгали через натянутый канат, кололи воображаемые дрова, даже играли в чехарду. Эли Ивановна считала, что это развивает ловкость, укрепляет мышцы. В тоже время во всем этом была пластика, красота линий – то, чем отличалось искусство Айседоры Дункан… По вечерам мы усаживались вокруг большого стола, в печке уютно потрескивали дрова, а мы или шили себе хитоны для учебных занятий, или рассматривали альбомы и репродукции, горой лежавшие на столе. У Эли Ивановны была превосходная библиотека. Она отлично знала живопись, скульптуру и рассказывала нам много интересного». М. Волошин в статье «Товарищество московских художников» отмечает художественные способности Э. Рабенек: «…у Е.И. Рабенек – неопытность, но и какая-то подлинность, искренность «прерафаэлизма».

В эти годы Э.И. Рабенек знакомится с выдающимся русским скульптором, ученицей Родена, Анной Семеновной Голубкиной. Увидев танец Рабенек (она позировала художнику И.С. Ефимову, танцуя), Голубкина заплакала от восхищения. В московском музее имени А.С. Голубкиной хранятся несколько набросков танцующей Рабенек.

В 1910 году Элла Ивановна покидает МХТ и открывает «Московские классы пластики». М. Волошин в статье «Античные танцы в студии Е.И. Рабенек (Книппер)» писал: «Москва несравненно более, чем Петербург, интересуется танцем и культивирует его. Несколько лет тому назад существовала в Москве школа гр. Бобринского. Но она была меньше всего школой – там прямо шли к пластическим осуществлениям. И это было ее главным недостатком. Она распалась после смерти своего основателя. Школа Е.И. Рабенек, до прошлого года связанная с Художественным театром, а с этой зимы начавшая существовать самостоятельно, является прежде всего школой, т.е. методическим развитием жеста; это именно то, чего не хватало, сколько я могу судить, школе Бобринского». Студия как раз и находилась на Басманной, в доме княгини Куракиной, большой поклонницы творчества Рабенек.

В один из дней 1912 года «Классы» посетил известный режиссер и литератор Николай Евреинов, который в статье, опубликованной в журнале «Театр и искусство», так отозвался об увиденном: «Там у нее прекрасная школа. Красивая, теплая. Вместо рампы – ряд белых гиацинтов в глиняных горшках. Кругом серые «сукна». Воздух надушен сосновой водой. Тихо: вдали от шумных улиц. И сама Рабенек такая тихая, уверенная, знающая. Прекрасное впечатление». Школа Рабенек много гастролировала в Европе. В 1911 году в Лондоне и Париже, в 1912 году – в Мюнхене, Берлине, Нюренберге, Будапеште. С 1912 года гастроли студии Рабенек назывались «Tanz Idyllen» Elen Tells.

В 1917 году судьба свела Эллу Ивановну со Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом. По воспоминаниям А. В. Смирновой-Искандер об этой встрече: «Мейерхольд познакомил нас с хозяйкой, известной танцовщицей, и сказал, что вот она любезно предоставила нам свою студию для театральных занятий и сама хочет присоединиться к нам».

В 1919 году Э.И. Рабенек вместе со своими учениками эмигрировала в Вену, где в 1920 году открыла школу и выступала с концертами. В 1927 году она переехала в Париж, где создала Студию естественного движения. Элла Ивановна умерла 29февраля 1944 года. Ее похоронили на кладбище Пер ла Шез, там где и А. Дункан, но 4 марта 1966 года ее прах был перевезен в Ниццу. Кем - неизвестно…

3 Января 2014

http://www.p-v.ru/archive/
http://www.p-v.ru/upload/iblock/d1c/d1cad607bd7317b4715bead1ce660bdf.pdf

Короткая ссылка на новость:
http://p-v.ru/~HRXiD

http://www.p-v.ru/news/study_of_local_lore/rabenek_of_pushkino/

Газета Пушкинский Вестник
http://www.p-v.ru/about/contacts/
http://vk.com/club95333877
Адрес:
 141200 Московская облаcть, г. Пушкино, Московский проспект, 7а
 (здание к/т "Победа", правый вход, 2-й этаж)
Телефон/факс:
 +7 (495) 993-38-25 ,
 г. Пушкино 534-38-25

*

http://idvm.jimdo.com ` http://idvm.fo.ru ` http://idvm.ru.tf `
http://idvm.w.pw ` http://idvm.orgfree.com `
http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru `
http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf `
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org `

© open resource

begin ` texts ` home