isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский

*

Ярославский педагогический вестник – 2014 – № 1 – Том I (Гуманитарные науки)
____________________________________________
© Юшкова Е. В., 2014
Осмысление творчества Айседоры Дункан в ХХ–ХХI вв. 217
УДК 008:316.42

Е. В. Юшкова
Осмысление творчества Айседоры Дункан в ХХ–ХХI вв.

Статья посвящена проблеме осмысления творчества американской танцовщицы Айседоры Дункан (1877–1927) в ХХ–ХХI вв. Автор показывает, что творчество Дункан, несмотря на многочисленные публикации, посвященные работе танцовщицы и ее жизни, еще не изучено в полной мере. В статье рассматриваются три основных периода подъема интереса к Дункан: 1930-е гг., когда после ее смерти появился поток мемуаров и впервые были собраны печатные работы самой танцовщицы; 1960-е гг., когда после относительного забвения Айседоры были снова опубликованы ряд воспоминаний и первая более-менее обстоятельная биография, написанная балетным критиком Уолтером Терри.
Третий период связан со столетием Дункан. В это время выходит новая биография американской исследовательницы Фредрики Блейр, затем – исследование британского слависта Гордона МакВея «Айседора и Есенин», представившее западному читателю сложную историю взаимоотношений двух больших художников. В 1980-х гг. интерес к творчеству Дункан также был вызван тем обстоятельством, что исследования танца во всем мире поднялись на качественно новый уровень. В связи с этим в 90-е гг. появляются серьезные монографии и статьи, посвященные Айседоре Дункан, а затем – новая, наиболее полная биография, написанная американским писателем и публицистом Питером Куртом. В статье также анализируются особенности изучения творчества Дункан в России. Ключевые слова: Айседора Дункан, исследования танца, мемуары, биография, Виктор Серов, Питер Курт, российские дунканистки, смена культурной парадигмы, библиотека Дункан, Джин Бресчиани, новые материалы о Дункан.

E. V. Jushkova
Understanding of Isadora Duncan's Creativity in the XX–XXI centuries
The article is devoted to the problem of understanding of the American dancer Isadora Duncan's creativity (1877–1927) in the XX–XXI centuries. The author shows that Duncan's creativity, despite the numerous publications devoted to work of the dancer and her life, isn't studied yet enough. In the article three main periods of rising of interest to Duncan are considered: the 1930-s years when after the death there was a flow of memoirs and for the first time there were collected printed works by the dancer; the 1960-s years when after Isadora's relative oblivion a number of memoirs and the first more or less detailed biography written by the ballet critic Walter Terry were again published. The third period is connected with 100-anniversary of Duncan. At this time there is a new biography of the American researcher Fredriki Blair, then – a research of the British Slavist Gordon McVeigh "Isadora and Yesenin", presented to the western reader difficult history of relationship of two great artists. In the 1980-s years interest to Duncan's creativity also was caused by that circumstance that dance researches around the world rose to a new qualitative level. Therefore in the 90-s years there are serious monographs and articles devoted to Isadora Duncan, and then – a new, the most complete biography written by the American writer and the publicist Peter Curt. In the article features of studying Duncan's creativity in Russia also are analyzed. Keywords: Isadora Duncan. dance studies, memoirs, biography, Victor Seroff, Peter Kurth, Russian followers of Duncan, shift of the cultural paradigm, a library of Duncan, Jeanne Bresciani, new materials about Duncan.

Хотя на протяжении жизни американской танцовщицы Айседоры Дункан (1877–1927) было опубликовано множество ее собственных эстетических и публицистических манифестов и заявлений, а из посвященных ей критических статей на различных языках можно было бы составить многотомный труд, нельзя сказать, что ее творчество в данный временной отрезок изучалось достаточно серьезно. Причиной во многом являлась яркость и противоречивость ее натуры, переключавшие внимание художественной и широкой общественности на личностные особенности Дункан.

Нельзя сказать, что изучение творческого наследия танцовщицы началось сразу после ее смерти, хотя, безусловно, ее смерть, как и вышедшая три месяца спустя автобиография «Моя жизнь» [27], вызвали целый поток мемуаров, опубликованных в конце 1920-х – начале 1930-х гг. «Конец Айседоры Дункан» [25], написанный ее подругой Мэри Дести, и особенно «Интимный портрет» Сьюэла Стоукса [39], из-за крайней недостоверности вызывали негодование современников [37, с. 396, 406].
 
Затем последовал период забвения, так как и сам танец Дункан на время утратил актуальность, будучи поглощенным новыми танцевальными практиками, а с развитием кинематографа умами современников завладели кинозвезды с не менее яркими биографиями.

Вторая волна общественного интереса к американской танцовщице поднимается только в 1960-х. Теперь опубликованы не только некоторые новые воспоминания современников [19; 38], но и первая более-менее обстоятельная биография, написанная балетным критиком Уолтером Терри [40], который интересуется, помимо частной жизни Дункан, и ее творческим наследием. Заголовок книги – «Айседора Дункан: ее жизнь, ее искусство, ее наследие» – достаточно явно обозначает тенденцию, не актуальную в 1930-е гг., когда публику интересовала преимущественно личная жизнь знаменитости. Терри берет ряд интервью у ведущих представителей американского танца, чтобы выяснить, в какой степени на их творчество оказала влияние революционная хореография Дункан. Предшествовала этой биографии брошюра «Наследие Айседоры Дункан и Руфь Сент-Денис», вышедшая в журнале Dance Perspectives в 1960 г. [39].
 
В середине 1960-х появляются мемуары Ирмы Дункан, ученицы, приемной дочери и соратницы великой танцовщицы [31], которые раскрывают новые грани личности Дункан, в том числе и как педагога. Наконец, в 1971 г. выходит книга Виктора Серова (Victor Seroff, 1902–1979) "The real Isadora" [37]. Ее мы считаем важным этапом в создании
портрета великой танцовщицы. Автор книги, молодой русский пианист, эмигрировавший после революции из России в Париж, стал близким другом танцовщицы в последние годы ее жизни. Позже он переехал в США, где опубликовал на английском языке более десятка биографий композиторов и музыкантов (Листа, Шостаковича, Прокофьева, Берлиоза, Равеля, Моцарта, Шопена, Дебюсси, певицы Ренаты Тибальди, а также книгу «Здравый смысл в обучении игре на фортепиано»). Уже на закате своей жизни он завершает книгу об Айседоре, название которой в контексте его претензий ко всем предыдущим мемуаристам звучит как вызов – он хочет воссоздать реальный облик танцовщицы в противовес написанным ранее фантазиям на тему Дункан. Хотя по понятным причинам Серов не может быть совершенно объективным, но все же стремится избежать откровенной лжи и разоблачить ее у других авторов. Книга выходит за рамки мемуарной литературы, так как ее автор, используя свой богатый опыт писателя-биографа, не ограничивается только личными воспоминаниями.

Столетие Дункан снова провоцирует новую волну интереса и, как следствие, – новую биографию, написанную американской исследовательницей Фредрикой Блейр [21]. Она вышла в 1986 г. и получила высокую оценку специалистов – в России на русском языке ее опубликовали спустя 11 лет [2]. Автор отмечает, что в это время (в конце 1970-х и в 1980-е гг.) начинается «период нового осмысления ее (Дункан. – Е. Ю.) искусства. Люди постепенно начали понимать его историческое значение. Прошедшее время потребовало переоценки ценностей. Стало очевидным, что уникальное искусство танцовщицы необходимо сохранить для будущих поколений» [2, с. 10]. Блейр опирается на опыт и знания современных дунканисток и подчеркивает ценность вклада танцовщицы в мировую культуру.

В 1980 г. выходит исследование британского слависта Гордона МакВея «Айседора и Есенин», представившее на широком материале собранных по крупицам подлинных свидетельств западному читателю сложную историю взаимоотношений двух больших художников, а не просто скандально известных личностей [35]. Было еще одно обстоятельство, благодаря которому интерес к творчеству Дункан появился вновь. В 1980-х гг. исследования танца во всем мире поднялись на качественно новый уровень. По мнению американского антрополога Сьюзан Рид, уже к 1990-м «изучение танца стало междисциплинарной наукой, фокусирующейся на социальных, культурных, политических и эстетических его аспектах» [36, с. 504]. Наверное, поэтому в 90-е гг. появляются серьезные монографии и статьи, посвященные Дункан [обзор литературы. – 17; 18], что во многом усложняет задачу следующего биографа – американского писателя и публициста Питера Курта. Его биографическое исследование «Айседора: сенсационная жизнь» [34] появляется на рубеже ХХ и ХХI вв. и на сегодняшний день является наиболее полным. Курт ввел в обиход большое количество ранее не опубликованных архивных материалов и, что немаловажно, стремился быть максимально объективным, то есть избегать комментариев, хотя достиг этого скорее по форме, нежели по сути. Он буквально составил свой труд из многочисленных фрагментов писем, газетных вырезок, дневников, мемуаров [43]. Конечно, на работу Курта повлияли многочисленные публикации о Дункан последнего времени, посвященные самым разным аспектам влияния танцовщицы на мировую культуру и общественную жизнь. Но, тем не менее, рецензенты упрекают автора в том, что он недостаточно явно представил вклад Дункан в хореографию, а фокусировался в основном на ее частной жизни [20].

Биография, написанная Куртом, дважды вышла на русском языке – в 2001 г. и в 2007, оба раза без лишенная справочного аппарата. В России также переведены две беллетризованные биографии: с французского и итальянского языков [9]. Не будем упоминать несколько чересчур беллетризованных биографий, написанных российскими авторами.

В России изучение творчества Дункан имеет свои особенности. В начале ХХ в. танцовщица нашла здесь горячий прием ведущих представителей Серебряного века, которые видели в ее танце новую творческую свободу, новую философию, отмечали, что танец Дункан – «о несказанном», что «она... неслась к высям бессмертным …» [3, с. 8]. В 1921 г., когда она приехала в Советскую Россию с целью основания школы, новая критика вдруг обнаружила в ее танцах «рев революционной трубы» [11, с. 3], хвалила студию Дункан за то, что она «с достаточной полнотой» откликается на революционные лозунги [11, с. 5], предсказывала, что пролетариат применит идеи Дункан, в отличие от буржуазии Запада, не для развлечения, а «как одно из средств преобразования жизни на началах свободы и правды» [11, с. 5]. Во многом на восприятие искусства Дункан в 1920-х гг. влияли политические факторы, но, тем не менее, ее московская школа воспитала несколько новых поколений российских дунканисток, вынужденных перейти в 1930-е гг. на «нелегальное» положение.

После отъезда Дункан в 1924 г. на Запад отношение и к ней, и к школе постепенно стало меняться. Это совпало в том числе и со сменой культурной парадигмы, которую американская исследовательница Катарина Кларк определяет как переход к созданию «истинно советской, а не какой-то расплывчатой «революционной» культуры» [8,
с. 150]. В дальнейшем идеологический подход привел к тому, что Дункан была практически исключена из отечественной культуры, и даже ее воспоминания, опубликованные на русском языке в 1928 г. в Риге, не издавались в России до 1989 г. [6, с. 5–6]. Илья Шнейдер, директор ее московской школы на Пречистенке, провел семь лет в сталинских лагерях [42] и опубликовал свои воспоминания о советском периоде жизни Дункан в 1960-е гг. на Западе [38].

С конца 1980-х, когда произошла очередная смена культурной парадигмы в нашей стране, начинается подъем интереса и к Дункан. Конечно, выходит прежде всего «Моя жизнь» (1989), и с тех пор она переиздается многократно. На русском языке опубликованы ряд воспоминаний: Мери Дести [4], Алана Росса Макдугалла и Ирмы Дункан [6], уже упоминавшиеся биографии Фредрики Блейр [2] и Питера Курта [9]. В 1992 г. выходит единственное академическое издание – сборник «Айседора. Гастроли в России» [1], составленный из фрагментов статей деятелей российской культуры первой трети ХХ в., посвященных Дункан, c предисловием Е. Я. Суриц и обстоятельными комментариями.

К сожалению, пока многие материалы в России до сих пор не переведены и неизвестны российскому читателю. Хотя Айседора Дункан написала значительное количество различных статей и манифестов, ее автобиография «Моя жизнь» продолжает оставаться основной ее работой. Исследователи творчества Дункан используют ее в качестве источника эстетических суждений танцовщицы, наряду с двумя сборниками эссе, опубликованными в 1928 и в 1981 гг. [28; 29], и перепиской с Гордоном Крэгом, вышедшей в 1981 [30]. Биографы обращаются к «Моей жизни», чтобы, чаще всего, опровергнуть те или иные сведения, оттолкнуться от них.

Что касается читателей, то они воспринимают книгу танцовщицы прежде всего как роман. Хотя в таком качестве книга Дункан еще не исследовалась, нетрудно заметить, что «Моя жизнь» выдержана в традициях романа XIX в., имеет четко выраженный сюжет, персонажей, содержит характеристики определенных социальных слоев (иногда довольно язвительные, когда речь идет о миллионерах). Повествование перемежается философскими отступлениями. Мы можем обнаружить признаки психологического и, в частности, романа воспитания, социального, нравоописательного, приключенческого романов, а также романа идей, ибо смысл жизни героини – в реализации ее мечты: преобразовать с помощью танца человечество, сделать людей более гармоничными и целостными.

Интересно было бы проследить и литературные влияния – тема также ждет своего исследователя. Частично ответ на вопрос о влияниях можно найти в остатках библиотеки Дункан, вывезенных Виктором Серовым из Парижа в США, которые
каталогизировала американская танцовщица Джин Бресчиани в 1975 г. [22] – неполный список воспроизведен в ее диссертации 2000 г. «Миф и образ в танце Айседоры Дункан» [23, с. 431–436]. Здесь практически нет романов, кроме модного в 1910-е гг. сочинения У. Локка «Нравы Маркуса Ордейна». Примечательно, что героем его является человек, чья доброта и непрактичность противопоставлены расчетливости преуспевающих дельцов. Этот мотив постоянно звучит и в «Моей жизни». В основном же в библиотеке представлены серьезные исследования, посвященные древним культурам (египетской, греческой, римской), труды Чарльза Дарвина и Эрнста Геккеля об эволюции человечества, философская литература (особенно труды древнегреческих философов и Фридриха Ницше), книги по психологии (в том числе и по психоанализу Фрейда), йоге, оккультным учениям, исследования литературоведов, историков и физиологов. В библиотеке есть несколько биографий: Альберта Эйнштейна, Уолтера Патера, Чарлза Дарвина, а также «Жизнь Христа» Р. Кемпбелла. Но отсутствие романов в данном списке – еще не повод исключить знакомство Дункан с художественной литературой, ведь она была великолепно образованным человеком. Любовь к литературе и поэзии объединила ее, по мнению британского ученого Гордона Маквея, и с русским поэтом Сергеем Есениным [35].

Нельзя сказать, что окончательная биография Дункан уже написана. Даже у обстоятельного Питера Курта советский период, например, остается похожим на набросок. Еще остались архивные материалы, до сих пор не опубликованные и не отрефлектированные (в частности, автору данной статьи удалось найти воспоминания забытого советского писателя Фабиана Гарина о встречах с Дункан в Киеве накануне ее отъезда на Запад в 1924 г. [14; 15]). В начале XXI в. все еще появляются новые воспоминания. Например, в 2008 г. вышла книга Лили Диковской, ученицы русской
школы Дункан, жившей в Великобритании [26].

Современные биографы и исследователи упорно трудятся над тем, чтобы наше знание о танцовщице стало максимально объективным. Творчество Дункан наиболее полно изучено на ее родине, в США [см. 16; 17; 18]. В России этот процесс находится еще в самом начале, хотя автобиография «Моя жизнь» за два десятилетия выдержала огромное количество переизданий, и были защищены две кандидатские диссертации, посвященные американской танцовщице [7; 12].

Хотя проделана огромная исследовательская работа, связанная с осмыслением творческой деятельности и теоретических интенций Дункан, в целом танцовщица продолжает оставаться персонажем массовой культуры, так как в ее личной
жизни есть все необходимое для привлечения внимания воспитанного таблоидами потребителя. И даже самое последнее, американское, переиздание автобиографии «Моя жизнь» [33], к сожалению, демонстрирует тот факт, что издатели продолжают ориентироваться на массового читателя.

Библиографический список

1. Айседора. Гастроли в России [Текст] : сборник статей / составление, подготовка текста и комментарий Т. С. Касаткиной. Вступительная статья Е. Я. Суриц. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992.
2. Блэйер, Ф. Айседора. Портрет женщины и актрисы [Текст] / Ф. Блэйер ; пер. с англ. Е. Гусевой. – Смоленск: Русич, 1997.
3. Белый, А. Луг зеленый [Текст] / А. Белый. Книга статей. – М., 1910.
4. Дести, М. Нерассказанная история [Текст] / М. Дести // Дункан А. Моя жизнь, моя Россия, мой Есенин. – М.: Политиздат, 1992.
5. Айседора Дункан. Моя жизнь, моя Россия, мой Есенин [Текст] / пер. с англ. Н. Краснова ; Я. Яковлева. – М.: Политиздат, 1992.
6. Дункан, И., Макдуггал, А. Р. Русские дни Айседоры Дункан и ее последние годы во Франции [Текст] / И. Дункан, А. Р. Макдуггал ; пер. с англ., вступ. ст., комментарии Г. Лахути. – М.: Моск. рабочий, 1995.
7. Добротворская, К. А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна [Текст] : дис. … канд. искусствоведения: 17.00.1 / К. А. Добротворская. – СПб., 1992
8. Кларк, К. Становление советской культуры (из кн. «Петербург: тигель культурной революции») // Американская русистика. Вехи историографии последних лет. Советский период. Антология [Текст] / К. Кларк. – Самара: Самарский университет, 2001. – С. 146–173.
9. Курт П. Айседора Дункан [Текст] / П. Курт ; пер. с англ. С. Лосева. – М.: Эксмо, 2002, 2007.
10. Левер, М. Айседора Дункан [Текст] / М. Левер. – М.: Молодая гвардия, 2006. – Сер: Жизнь замечательных людей.
11. Отзывы об Айседоре Дункан и впечатления об ее искусстве и студии. – Омск: Издание Московской студии Айседоры Дункан, 1930.
12. Сидоркина, Т. Н. Творческая личность Айседоры Дункан в культурном контексте конца XIX – первой трети XX в. [Текст] : дис. … канд. культурол. наук : 24.00.04. / Т. Н. Сидоркина. – Саранск, 2000.
13. Феррари, К. Танец – жизнь. «Божественная» Айседора Дункан [Текст] / К. Феррари. – М.: XXI век, 2002.
14. Юшкова, Е. В. Ни зонтика, ни пледа я вам носить не буду. Образ Айседоры Дункан в неопубликованных мемуарах забытого советского писателя Ф. А. Гарина [Текст] / Е. В. Юшкова // Право на имя. Биографика ХХ века. Десятые чтения памяти Вениамина Иоффе. НИЦ Мемориал. Европейский университет. – СПб., 2013. – С. 121–130.
15. Юшкова, Е. В. Образ Есенина в устных рассказах А. Дункан 1920-х годов [Текст] / Е. В. Юшкова // Сергей Есенин: диалог c XXI веком. Международный симпозиум : сборник научных трудов. – Москва – Константиново – Рязань, 2011. – С. 493–506.
16. Юшкова, Е. В. «Танец будущего» Айседоры Дункан в контексте научного знания и художественной практики рубежа ХХ–ХХI вв. [Текст] / Е. В. Юшкова // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Тексты участников Второго Российского культурологического конгресса с международным участием (Санкт-Петербург, 25–29 ноября 2008). – СПб.: Эйдос, 2010. – С. 2981–2986. Ярославский педагогический вестник – 2014 – № 1 – Том I (Гуманитарные науки) Осмысление творчества Айседоры Дункан в ХХ–ХХI вв. 221
17. Юшкова, Е. В. Автобиография Айседоры Дункан и современная мировая дунканистика [Текст] / Е. В. Юшкова // Право на имя. Биографика ХХ века. Восьмые чтения памяти Вениамина Иоффе. НИЦ Мемориал. Европейский университет. – СПб., 2011. – С. 198–205.
18. Юшкова, Е. В. Айседора Дункан: материалы к Есенинской энциклопедии [Текст] / Е. В. Юшкова // Проблемы научной биографии С. Е. Есенина : сборник трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 114-летию С. А. Есенина. ИМЛИ РАН. – Москва – Рязань – Константиново. – 2010. – С. 524–542.
19. Acosta, Mercedes de. Here Lies the Heart. NY Reynal & Co. Inc., 1960.
20. Aloff, Mindy. How Isadora Duncan Lived to Dance. /Chronicle of Higher Education; 12/14/2001, Vol. 48 Issue 16, pB19.
21. Blair, F. Isadora: Portrait of the Artist and Woman. – N. -Y.: McGraw-Hill, 1986.
22. Bresciani, Jeanne. A Catalog of the Isadora Duncan Library in the Victor Seroff Collection. Unpublished MA thesis. New York University, 1982.
23. Bresciani, Jeanne. Myth and Image in the Dance of Isadora Duncan. Thesis. Ph. D. – Philosophy-New York University, 2000.
24. Daly, Ann. Done into Dance: Isadora Duncan in America. Bloomington: Indiana University Press, 1995
25. Desti, Mary. Isadora Duncan's End. London, V. Gollancz, Ltd., 1929.
26. Dikovskaya Lily, with Gerard M-F Hill. In Isadora's Steps. The story of Isadora Duncan's school in Moscow, told by her favorite pupil. Book Guild Publishing, Great Britain. 2008.
27. Duncan Isadora. My Life. New York: Boni and Liveright, 1927.
28. Duncan, Isadora and Cheney, Sheldon. The Art of the Dance. New York, Theatre Arts, Inc., 1928.
29. Duncan, Isadora, and Rosemont, Franklin. Isadora Speaks: Uncollected Writings & Speeches of Isadora Duncan. San Francisco: City Lights Books, 1981.
30. Duncan, Isadora, Edward Gordon Craig, and Francis Steegmuller. "Your Isadora": The Love Story of Isadora Duncan & Gordon Craig. New York: Vintage Books, 1976.
31. Duncan, Irma. Duncan Dancer; an Autobiography. Middletown, Conn., Wesleyan University Press. 1966.
32. Duncan Irma, and Macdougall, Allan Ross. Isadora Duncan's Russian Days & Her Last Years in France. New York, Covici-Friede. 1929
33. Isadora Duncan. My life / Introduction by Joan Acocella, with a prefatory essay by Doree Duncan. New York. London: Liveright publishing corporation. A divishion of W. W. Norton & Company. 2013, 322 p.
34. Kurth, Peter. Isadora: A Sensational Life. – Boston: Little, Brown and Company, 2001.
35. McVay, Gordon. Isadora and Esenin: The Story of Isadora Duncan and Sergei Esenin. Ann Arbor, Mich.: Ardis, 1980.
36. Reed S. The Politics and Poetics of Dance. Annual Review of Anthropology. Volume 27, (1998), cc. 503–532.
37. Seroff, V. I. The Real Isadora. – N. – Y.: Dial Press, 1971.
38. Shneider, Ilia Ilich. Isadora Duncan, the Russian Years. London, Macdonald 1968.
39. Stokes, Sewell. Isadora Duncan: an Intimate Portrait. London, Brentano's Ltd. 1928.
40. Terry, Walter. Isadora Duncan: Her Life, Her Art, Her Legacy Illustrated with Photos and Drawings. 1st ed. New York: Dodd, Mead, 1964.
41. Terry Walter. The legacy of Isadora Duncan and Ruth St. Denis / Dance perspectives, № 5, winter 1960. New-York.
42. Сахаровский центр. Воспоминания о Гулаге и их авторы.
http://www. sakharov-center.ru/asfcd/auth/authore5ba. html?id=450
 – проверено 07.10.2013.
43. Standen A. Peter Kurth [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www. unz. org/Pub/Salon-2001nov-00105
 – проверено 09.11.13.

Bibliograficheskij spisok

1. Аjsedora. Gastroli v Rossii [Tekst] : sbornik statej / sostavlenie, podgotovka teksta i kommentarij T. S. Kasatkinoj. Vstupitel'naya stat'ya E. YA. Surits. – M.: Аrtist. Rezhisser. Teatr, 1992.
2. Blehjer, F. Аjsedora. Portret zhenshhiny i aktrisy [Tekst] / F. Blehjer ; per. s angl. E. Gusevoj. – Smolensk: Rusich, 1997.
3. Belyj, А. Lug zelenyj [Tekst] / А. Belyj : Kniga statej. – M., 1910.
4. Desti, M. Nerasskazannaya istoriya [Tekst] / M. Desti // Dunkan А. Moya zhizn', moya Rossiya, moj Esenin. – M.: Politizdat, 1992.
5. Аjsedora Dunkan. Moya zhizn', moya Rossiya, moj Esenin [Tekst] / per. s angl. N. Krasnova ; YA. YAkovleva. – M.: Politizdat, 1992.
6. Dunkan, I., Makduggal, А. R.russkie dni Аjsedory Dunkan i ee poslednie gody vo Frantsii [Tekst] / I. Dunkan,
А. R. Makduggal ; per. s angl., vstup. st., kommentarii G. Lakhuti. – M.: Mosk. Rabochij, 1995.
7. Dobrotvorskaya, K. А. Аjsedora Dunkan i teatral'naya kul'tura ehpokhi moderna [Tekst] : dis. na soiskanie uch. stepeni kand. iskusstvovedeniya: 17.00.1 / K. А. Dobrotvorskaya. – SPb., 1992.
8. Klark, K. Stanovlenie sovetskoj kul'tury (iz kn. «Peterburg: tigel' kul'turnoj revolyutsii») Аmerikanskaya rusistika. Vekhi istoriografii poslednikh let. Sovetskij period. Аntologiya [Tekst] / K. Klark. – Samara: Izd-vo «Samarskij universitet», 2001. – S. 146–173.
9. Kurt P. Аjsedora Dunkan [Tekst] / P. Kurt ; per. s angl. S. Loseva. – M.: EHksmo, 2002, 2007.
10. Lever, M. Аjsedora Dunkan Ser: ZHizn' zamechatel'nykh lyudej [Tekst] / M. Lever. – M.: Molodaya gvardiya, 2006.
11. Otzyvy ob Аjsedore Dunkan i vpechatleniya ob ee iskusstve i studii. – Omsk: Izdanie Moskovskoj studii Аjsedory Dunkan, 1930.
12. Sidorkina, T. N. Tvorcheskaya lichnost' Аjsedory Dunkan v kul'turnom kontekste kontsa XIX – pervoj treti XX v. [Tekst] : dis. … kand. kul'turol. nauk : 24.00.04. / T. N. Sidorkina. – Saransk, 2000. Ярославский педагогический вестник – 2014 – № 1 – Том I (Гуманитарные науки) 222Е. В. Юшкова
13. Ferrari, K. Tanets – zhizn'. «Bozhestvennaya» Аjsedora Dunkan [Tekst] / K. Ferrari. – M.: XXI vek, 2002.
14. YUshkova, E. V. Ni zontika, ni pleda ya vam nosit' ne budu. Obraz Аjsedory Dunkan v neopublikovannykh memuarakh zabytogo sovetskogo pisatelya F. А. Garina [Tekst] / E. V. YUshkova // Pravo na imya. Biografika KHKH veka. Desyatye chteniya pamyati Veniamina Ioffe. NITS Memorial. Evropejskij universitet. Sankt-Peterburg.
2013. – S. 121–130.
15. YUshkova, E. V. Obraz Esenina v ustnykh rasskazakh А. Dunkan 1920-kh godov [Tekst] / E. V. YUshkova // Sergej Esenin: dialog c XXI vekom. Mezhdunarodnyj simpozium : sbornik nauchnykh trudov. – Moskva – Konstantinovo – Ryazan', 2011. – S. 493–506.
16. YUshkova, E. V. «Tanets budushhego» Аjsedory Dunkan v kontekste nauchnogo znaniya i khudozhestvennoj praktiki rubezha KHKH–KHKHI vekov [Tekst] / E. V. YUshkova // Kul'turnoe mnogoobrazie: ot proshlogo k budushhemu. Teksty uchastnikov Vtorogo Rossijskogo kul'turologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym
uchastiem (Sankt-Peterburg, 25–29 noyabrya 2008). – SPb.: EHjdos, 2010. – S. 2981–2986.
17. YUshkova, E. V. Аvtobiografiya Аjsedory Dunkan i sovremennaya mirovaya dunkanistika [Tekst] / E. V. YUshkova // Pravo na imya. Biografika KHKH veka. Vos'mye chteniya pamyati Veniamina Ioffe. NITS Memorial. Evropejskij universitet. – SPb., 2011. – S. 198–205.
18. YUshkova, E. V. Аjsedora Dunkan: materialy k Eseninskoj ehntsiklopedii [Tekst] / E. V. YUshkova // Problemy nauchnoj biografii S. E. Esenina : sbornik trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, posvyashhennoj 114-letiyu S. А. Esenina. IMLI RАN. – Moskva – Ryazan' – Konstantinovo. – 2010. – S. 524–542.
19. Acosta, Mercedes de. Here Lies the Heart. NY Reynal & Co. Inc., 1960.
20. Aloff, Mindy. How Isadora Duncan Lived to Dance. /Chronicle of Higher Education; 12/14/2001, Vol. 48 Issue 16, pB19.
21. Blair, F. Isadora: Portrait of the Artist and Woman. – N. -Y.: McGraw-Hill, 1986.
22. Bresciani, Jeanne. A Catalog of the Isadora Duncan Library in the Victor Seroff Collection. Unpublished MA thesis. New York University, 1982.
23. Bresciani, Jeanne. Myth and Image in the Dance of Isadora Duncan. Thesis. Ph. D. – Philosophy-New York University, 2000.
24. Daly, Ann. Done into Dance: Isadora Duncan in America. Bloomington: Indiana University Press, 1995.
25. Desti, Mary. Isadora Duncan's End. London, V. Gollancz, Ltd., 1929.
26. Dikovskaya Lily, with Gerard M-F Hill. In Isadora's Steps. The story of Isadora Duncan's school in Moscow, told by her favorite pupil. Book Guild Publishing, Great Britain. 2008.
27. Duncan Isadora. My Life. New York: Boni and Liveright, 1927.
28. Duncan, Isadora and Cheney, Sheldon. The Art of the Dance. New York, Theatre Arts, Inc., 1928.
29. Duncan, Isadora, and Rosemont, Franklin. Isadora Speaks: Uncollected Writings & Speeches of Isadora Duncan. San Francisco: City Lights Books, 1981.
30. Duncan, Isadora, Edward Gordon Craig, and Francis Steegmuller. "Your Isadora": The Love Story of Isadora Duncan & Gordon Craig. New York: Vintage Books, 1976.
31. Duncan, Irma. Duncan Dancer; an Autobiography. Middletown, Conn., Wesleyan University Press. 1966.
32. Duncan Irma, and Macdougall, Allan Ross. Isadora Duncan's Russian Days & Her Last Years in France. New York, Covici-Friede. 1929.
33. Isadora Duncan. My life / Introduction by Joan Acocella, with a prefatory essay by Doree Duncan. New York. London: Liveright publishing corporation. A divishion of W. W. Norton & Company. 2013, 322 p.
34. Kurth, Peter. Isadora: A Sensational Life. – Boston: Little, Brown and Company, 2001.
35. McVay, Gordon. Isadora and Esenin: The Story of Isadora Duncan and Sergei Esenin. Ann Arbor, Mich.: Ardis, 1980.
36. Reed S. The Politics and Poetics of Dance. Annual Review of Anthropology. Volume 27, (1998), cc. 503–532.
37. Seroff, V. I. The Real Isadora. – N. – Y.: Dial Press, 1971.
38. Shneider, Ilia Ilich. Isadora Duncan, the Russian Years. London, Macdonald 1968.
39. Stokes, Sewell. Isadora Duncan: an Intimate Portrait. London, Brentano's Ltd. 1928.
40. Terry, Walter. Isadora Duncan: Her Life, Her Art, Her Legacy Illustrated with Photos and Drawings. 1st ed. New York: Dodd, Mead, 1964.
41. Terry Walter. The legacy of Isadora Duncan and Ruth St. Denis / Dance perspectives, № 5, winter 1960. New-York.
42. Sakharovskij tsentr. Vospominaniya o Gulage i ikh avtory.
http://www. sakharov-center.ru/asfcd/auth/authore5ba. html?id=450
 – provereno 07.10.2013.
43. Standen A. Peter Kurth [EHlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa:
http://www. unz. org/Pub/Salon-2001nov-00105
 – provereno 09.11.13.

http://vestnik.yspu.org/releases/2014_1g/37.pdf

*

http://idvm.w.pw ` http://idvm.freevar.com ` http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru `
http://idvm.jimdo.com ` http://idvm.fo.ru ` http://idvm.ru.tf `
http://duncanmuseum.ru.tf ` http://vk.com/duncanmuseum ` http://www.fb.com/groups/duncanmuseum/ `
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org `

© open resource

begin ` texts ` home