isadora duncan virtual museum
end ` texts ` home `` english ` русский

*

Вера Балетоманова
В царстве Терпсихоры (записки русской танцовщицы)
Журнал «Новое слово»; ноябрь и декабрь 1884

Балетоманова, В. Жрица Терпсихоры (оч.) Н. Сл. 95, V.
 «В царстве Терпсихоры (записки русской танцовщицы)» была напечатана в ноябрьской и декабрьской книжках журнала «Новое слово» за 1884 г.

https://cyberleninka.ru/article/n/iz-materialov-po-istorii-russkogo-baleta
Лучшим материалом для историко-бытового обозрения рассматриваемых лет являются записки одной из воспитанниц училища, опубликованные под псевдонимом Веры Балетомановой и озаглавленные: «В царстве Терпсихоры». Записки ценны не только правдивым описанием действительности, но и некоторой социальной заостренностью этих описаний. Они являются первым мемуарным документом о школе, содержащим весьма ценную резкость высказываний. Предпочитаем не искажать их своим пересказом — не уничтожать в них «аромата подлинности» показаний много знающего свидетеля.

Фокин М.М. 'Против течения' - Ленинград: Искусство, 1981 - с.510 :
http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml
http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st005.shtml
II. Театральное училище
В 1938 году было отпраздновано двухсотлетие Театрального училища. По этому случаю училищем издана книга.2 Она содержит очень много интересного и ценного материала, но описание жизни, нравов, чудовищных порядков этого учреждения приводится главным образом по мемуарам одной из его питомиц, скрывающейся под псевдонимом Балетомановой. Как объяснить разницу между моими воспоминаниями и тем мрачным кошмаром, который помещен в юбилейной книге со слов Балетомановой?3 Могло ли все до такой степени измениться в школе ко времени моего вступления в нее? (Книга говорит о жизни в школе до 1880 года). Или теперь принято поносить все, что было при старом режиме? Или личные свойства автора заставляли видеть все в мрачном свете, все объяснять глупостью, интригами и даже побуждениями грязного порядка лиц, стоявших над беззащитными девочками и мальчиками? Поступив в школу, я слышал рассказ о том, как издевались старшие над маленькими, как вывешивали вновь принятых за окно на полотенцах (мороз пробегает по спине при мысли о такой "шалости"). Слыхал я, как старшие заставляли новичков себе повиноваться, служить.
3 (Упоминаемая Фокиным статья Веры Балетомановой "В царстве Терпсихоры (записки русской танцовщицы)" была напечатана в ноябрьской и декабрьской книжках журнала "Новое слово" за 1884 г. Псевдоним автора раскрыть не удалось. Сомнения Фокина в правоте Балетомановой не имеют оснований; однако в 1890-х гг. состав педагогов и воспитателей действительно обновился к лучшему.)

http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=55679&sid=621124442a65cbf56e448374af00a9ba
Борисоглебский писал(а): 
Записки Балетомановой могут быть подтверждены «в непогрешимости против действительности» и литературными данными. Возьмем для примера интересную для данного обозрения книгу «Балетный мирок» («Живые картинки» — издана в Петербурге без предварительной цензуры в 1870 г.).
Автор начинает книгу описанием балетного спектакля, смотря который девочка Катя «очаровывается до дурноты театральностью». В этой же главе даны типы балетоманов в самом дурном смысле этого слова. Во второй главе Катя возгорается желанием учиться танцовать, как в театре. Мать увещевает ее и рассказывает о жизни «балетных» следующее: «... Слыхала я про эти букеты и видела жизнь балетчиц. Куда как не приглядно! Вон, на днях, твой-же родня, еще дядей приходится, удавился и оставил семью, жену и четверо детей; по миру должна итти с малыми ребятами: все перезаложила! А кажись, служит также при театре, тоже в балете. Четырнадцать с полтиной, говорит, в месяц получает. На это не разговеешься. Дровец под час нет! Сидят в холодной каморке! А целый день за работой: то на репетиции, то в школе, то в театре! А ребята одни!.. Жалованья-то едва на башмаки хватает!.. Знаю я этот балет, насмотрелась! Радости немного... А выйдет какая из них в люди, так не жалованием живет, а пробавляется на счет приятелей... Знаю я горемычную жизнь этих балетчиц»...
Увещевания матери не достигают цели — Катя оказывается в театральной школе. Вот что пишет автор о петербургском театральном училище:
«Читателю, вероятно, небезызвестна система тамошнего воспитания. Короче сказать: Катя танцевала, танцевала и только... И если умственное развитие не подвигалось особенно быстро, благодаря недалекому развитию ея учителей, из которых некоторые были, до занятия кафедры, разорившимися аферистами, сыроварами и содержателями биллиардных, за то ноги ея развились чрезвычайно скоро, то есть обратно пропорционально развитию ея юной головки- Ежегодный выпуск из театрального училища составляет эру для балетных завсегдатаев. Большинство воспитанниц еще до выпуска из школы имеет уже своих поклонников и обожателей. Конечно, главную роль тут играет не талант окончившей курс артистки, а ея смазливенькое личико или приятное телосложение».
Дальше идет разговор воспитанниц о преимуществах жить «на содержании». Из разговора приведем только «разъяснения по существу», данные наивной Кате: « — Поверь, Катя, моей опытности! У нас в балете, кто побойчее, той и лафа! Ты все городишь про какое-то искусство! Вздор! Разве наша публика ездит в балет для искусства? Пустяки! Найдешь двух, трех любителей и обочлась… а остальные добиваются только чтобы мы им отвечали... Поневоле летишь в пропасть... нам и дают такое воспитание, чтобы незаметным образом и легче было-бы переносить и свыкаться с той грязью, в которой мы купаемся!.. Дали бы какое нибудь развитие, тогда, пожалуй, без балета бы остались!.. Вот почему нас в школе, кроме одного ногодергания, почти ничему и не учат...»
Много знающая о жизни «балетных» мамаша Кати заботилась только о том, чтобы на дочку ее не обращали «особого» внимания, и «последние крохи и гроши, собранные ею путем многих бессонных ночей и постоянного, неусыпного труда, тащила она в школу, чтобы задобрить учителей и учительниц».
Катя вышла, конечно, красавицей и хорошей танцовщицей. Балетоманы всполошились. Началась обычная пошлятина балетоманов вокруг «талантливой девицы»: посланцы, записки, подарки, соблазны, ухаживания... Главный «ухажор» — князь Тобольский. Его мамаша в одной фразе дает яркую характеристику взглядов на балет, пышно процветавших у нас до революции: «Qu'est-ce que c'est le ballet? За тем он и устроен, чтобы наши дети могли пошалить...». Княгиня была уверена, что у сына «дедовская кровь» — с танцовщицей он только потешится. Но князь влюбился не на шутку.
Дальше пространно излагается обычный романтический вздор в духе «Петербургского листка», и о нем мы распространяться не будем. В Катю влюбляется фигурант Беляков, Катя уклоняется от его любви, роман кончается смертью матери артистки, смертью Белякова и выходом Кати замуж за князя. Столь благополучный конец, видимо, был приятен для автора, и нам нет нужды его оспаривать.
Любопытны в этой книги «картинки» мирка балетоманов. Перед читателем вновь возникают типы из «Общества танцоров поневоле». Здесь нужно сказать несколько слов о балетоманах, потому что они на протяжении многих десятков лет были главными ценителями балета, и литература о театральных танцах, в большинстве случаев, принадлежит им. Даже «столпам» истории русского балета: Худекову, Плещееву, Светлову свойственны черты «балетоманов». В их книгах не найти восторженных и пространных страниц о танцовщиках, почти все посвящено танцовщицам. Для балетоманов в худшем смысле этого слова в балете существуют главным образом танцовщицы, их ножки, вернее голые ноги, полуобнаженные тела и те танцевальные движения, которые имеют оттенок сексуальности. Заядлые балетоманы любят смаковать эти движения, возводя их в высшие формы хореграфического искусства, и часто называют «классикой» то, что всего уместнее видеть в кафе-шантане.
В специальной литературе о балете, за исключением Теофиля Готье и еще двух-трех писателей, представители художественной прозы участия не принимали; она была всецело предоставлена только балетоманам. К сожалению, и до сего дня писатели избегают вопросов хореграфии. Это приводит к тому, что у нас нет ни одного хорошего либретто балетной постановки, нет основательной критики постановок, мало надлежащих литературных трудов о балете и в то же время есть много помех к нужному развитию балета.

*

http://idvm.webcindario.com ` http://idvm.freevar.com ` http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru `
http://idvm.jimdo.com ` http://idvm.fo.ru ` http://s3s.so/idvm ` http://fb.com/groups/duncanmuseum/ ` http://fb.com/groups/isadoraduncanmuseum/ ` http://vk.com/duncanmuseum ` https://t.me/duncanmuseum ` https://icq.im/duncanmuseum ` http://duncan.boxmail.biz `

© open resource
begin ` texts ` home